Мы приветствуем Вас на странице Центра информационной поддержки реформы ЖКХ Волгоградского государственного учебно-курсового комбината. Основная цель...
Региональный центр общественногоконтроля в сфере ЖКХ |
Официально
Недостаточное информирование населения о методах и формах проведения реформы, низкий профессиональный уровень представителей управляющих компаний и ТСЖ, не в лучшую сторону... |
|
Вопрос: Что нужно знать об услуге "обращение с ТКО"?
|
С 2014 года собственники квартир будут уплачивать обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, минимальный размер которого определяется субъектами Российской Федерации и устанавливается в рублях с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику. Новая система финансирования капитального ремонта многоквартирных домов утверждена федеральным законодательством.
Суть заключается в следующем: каждый собственник обязан ежемесячно осуществлять платеж в установленном размере. Эти деньги поступают на специально открытый банковский счет или в Фонд регионального оператора. Образовавшиеся в результате регулярных платежей накопления в будущем пойдут на осуществление необходимых ремонтных работ. Взносы на проведение капитального ремонта будут обязательными.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на выполнение капитального ремонта общего имущества была определена Жилищным кодексом с момента его принятия (2005 год). Но до декабря 2012 года вводить или нет плату на капитальный ремонт, в каком размере ее вводить, решало общее собрание собственников помещений в доме. Если решение о накоплении средств не принималось, плата на капитальный ремонт не включалась в ежемесячные платежи собственников.
Дома старели, здравый смысл подсказывал: ремонт был необходим немедленно или в скором будущем, но собственники не готовились к нему, не имели «резервных» средств.
Согласно внесенным в Жилищный кодекс изменениям собственники помещений теперь обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – взносы на капитальный ремонт). Это сказано в части 1 статьи 169 Жилищного кодекса.
Обязанность вносить взносы на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме – на собственников квартир и собственников нежилых помещений, на граждан, юридических лиц, на собственников муниципальных и государственных помещений. Взнос на капитальный ремонт включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК). Такой взнос стал частью квартирной платы, его нельзя исключить собственнику самому индивидуально, не доплатить по своим личным соображениям.
В случае если право собственности на помещение перешло к новому собственнику, а у прежнего остались долги по уплате взноса на капитальный ремонт, новый собственник обязан не только вносить взнос на капитальный ремонт, но и погасить долг прежнего собственника (часть 3 статьи 158 ЖК). То есть долг по взносам на капитальный ремонт общего имущества следует судьбе помещения.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты обязательных взносов.
От обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт освобождены собственники помещений:
Собственники помещений в таком многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт со следующего месяца после принятия решения об изъятии земельного участка (часть 2 статьи 169 ЖК).
Жилищным кодексом также установлено, что при изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных или государственных нужд, накопленные в фонде капитального ремонта средства возвращаются собственникам помещений в многоквартирном доме. Распределение средств осуществляется пропорционально уплаченным собственниками помещений взносам. Если собственник помещений поменялся, новый собственник получит не только то, что уплатил он сам, но и взносы предыдущего собственника помещения (часть 2 статьи 174 ЖК).
На основании каких решений выполняется изъятие жилых помещений, какое жилье будет предоставлено взамен изъятого, рассматривается индивидуально по каждому отдельному дому и случаю.
Речь в законодательстве идет именно о собственниках жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Наниматели муниципальных (и государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК).
В целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, содержание региональной программы капитального ремонта должно включать в себя:
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в региональной программе капитального ремонта определяется исходя из следующих критериев: износ общего имущества многоквартирного дома, определяемый по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома; год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; дата и вид проведения последнего капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома; наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Жилищным кодексом установлено, что вопрос о том, сколько платить, тоже не будет вопросом дискуссий. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливает субъект Российской Федерации. Платить меньше, чем установленный минимальный размер взноса собственники помещений не вправе (часть 1 статьи 169 ЖК). Но при желании собственников быстрее провести капитальный ремонт, либо дополнительные работы сверх запланированных, они могут на общем собрании принять решение об увеличении размера взноса на капитальный ремонт общего имущества дома, вносить ежемесячно больше, чем установленный минимальный размер (часть 8.2 статьи 156 ЖК). Или могут установить размер единовременного дополнительного взноса на капитальный ремонт.
Минимальный размер взноса устанавливается в срок до 1 октября года, предшествующего очередному трехлетнему периоду реализации региональной программы капитального ремонта в рублях в расчете на 1 квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения. Поэтому ежемесячный размер взноса на капитальный ремонт, который должен оплачивать собственник, определяется умножением установленного минимального размера взноса на общую площадь его помещения.
Введение обязательного взноса на капитальный ремонт увеличивает ежемесячные расходы собственников помещений, связанные с оплатой содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг.
Раньше, когда плата на капитальный ремонт не была обязательной, она не включалась в размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, который используется для определения прав граждан на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. То есть собрание собственников устанавливало плату на капитальный ремонт, но не учитывался рост расходов граждан с низкими доходами, никто не оказывал им поддержки.
Жилищным кодексом предусмотрена поддержка собственников квартир с низкими доходами при внесении обязательных взносов на капитальный ремонт. Одновременно с внесением в Жилищный кодекс норм, связанных с обязательностью для собственников помещений взноса на капитальный ремонт, внесено специальное дополнение, согласно которому расходы собственников жилых помещений на уплату взноса на капитальный ремонт (исходя из установленного минимального размера взноса) включаются в размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, по которым может быть предоставлена субсидия на оплату жилого помещений и коммунальных услуг (часть 6 статьи 159).
Поэтому введение обязательного взноса на капитальный ремонт в установленном минимальном размере не должно привести к ухудшению финансового положения собственников – граждан с низкими доходами, которые уже получают субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За счет взносов увеличится ежемесячная плата граждан с низкими доходами, но соответственно будет увеличен размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Кроме того, при такой гарантированной государственной поддержке право на получение субсидии может возникнуть у граждан, которые до введения обязательного взноса на капитальный ремонт не были получателями субсидий, если их расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, включая взнос на капитальный ремонт, превысят установленную в регионе максимально допустимую долю в совокупном доходе семьи.
Общее правило состоит в том, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт возникает с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме (часть 3 статьи 158 ЖК). Но поскольку обязательные взносы на капитальный ремонт введены в Жилищный кодекс только в декабре 2012 года, в нем специально указано, с какого момента собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить эти взносы. Жилищный кодекс не устанавливает какую-то конкретную дату, с которой начинается уплата обязательных взносов на капитальный ремонт. Возникновение этой обязанности связано с опубликованием региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, в которую вошел многоквартирный дом.
Согласно Жилищному кодексу обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 ЖК).
Фонд капитального ремонт – это средства, предназначенные для финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Фонд капитального ремонта должен быть создан для каждого многоквартирного дома.
Основной источник средств наполнения фонда капитального ремонта – ежемесячные взносы собственников помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт. Эти взносы уплачиваются исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в доме.
Кроме взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта зачисляются также:
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья в фонд капитального ремонта можно также направлять:
Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для:
При этом Жилищным кодексом установлены ограничения по использованию средств фонда капитального ремонта, сформированных за счет взносов собственников помещений исходя минимального размера взноса на капитальный ремонт. Эту часть фонда капитального ремонта можно использовать только для оплаты установленного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, для погашения кредитов и займов, которые были получены для выполнения этих работ и уплаты процентов по таким кредитам и займам (часть 1 статьи 174 ЖК).
Перечень услуг и работ по капитальному ремонту, которые могут быть оплачены за счет средств от взносов минимального установленного размера, определил Жилищный кодекс (часть 1 статьи 166 ЖК). Этот перечень включает:
Законом региона может быть установлен дополнительный перечень услуг и работ, которые также могут оплачиваться за счет средств от минимального размера взноса. Этот перечень включает:
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в обязательном порядке должно быть оформлено протоколом, в котором отражается следующее:
Органом государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается срок, в течение которого должно быть принято и реализовано решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, в противном случае данный фонд будет сформирован региональным оператором.
Еще раз подчеркнем, что для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете требуется согласие квалифицированного большинства (не менее двух третей голосов от общего числа голосов) собственников помещений в многоквартирном доме.
Второй способ – формирование фонда капитального ремонта региональным оператором – предназначен для собственников квартир, не желающих или не имеющих возможности принимать активное участие в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Суть данного способа заключается в следующем: в течение длительного периода (до 30 лет) собственники помещений, расположенных в многоквартирных домах, уплачивают ежемесячные обязательные взносы, за счет которых будет осуществляться финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с очередностью, установленной региональными программами.
В роли координатора деятельности по проведению капитального ремонта многоквартирных домов выступает региональный оператор – специализированная некоммерческая организация, которая образована в форме фонда. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано несколько региональных операторов.
Деятельность регионального оператора осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и иных незапрещенных источников, установленных федеральным законодательством, регулирующим деятельность некоммерческих организаций.
Одна из основных обязанностей регионального оператора состоит в осуществление функций технического заказчика работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Помимо функций, предусмотренных ч. 1 ст. 180 ЖК РФ, функциями регионального оператора являются:
В целях осуществления функций, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, региональный оператор:
Частью 1 статьи 173 ЖК РФ установлено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом следует иметь в виду, что по общему правилу решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через 2 года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 173 ЖК РФ).
Созданный фонд капитального ремонта вне зависимости от способа его формирования обладает рядом особенностей:
Если ваш дом достаточно старый, небольшой, да и в списке на ремонт стоит в пределах 3-5 лет – тогда надо выбирать вариант взносов в общий фонд, считает Сергей Кузенев, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ярославской области, президент Рыбинской торгово-промышленной палаты. Хотя даже в общем фонде законодатель предусмотрел вариант так называемого специального счета отдельного дома. Этот вариант хоть и не очень точно определяет свои преимущества по сравнению с общим котлом, но потенциально может дать несколько больше шансов ускорить отдельные виды ремонта для жильцов.
Если же дом относительно новый, большой, без серьёзных технических изъянов – тут уж лучше не полениться и создать ТСЖ, как не крути, всё же самая оптимальная и выгодная форма управления многоквартирным домом. Ну а ТСЖ, впрочем, как и ЖСК, имеют право самостоятельно вести сбор и учёт накоплений своих жильцов на собственном счёте в банке.
Источник: gkhprim.ru
БЛИОТЕКА ДЛЯ АКТИВИСТОВ И ОБЩЕСТВЕННИКОВ |
Государственное образовательное автономное учреждение Волгоградской области
"Волгоградский государственный учебно-курсовой комбинат"