Skip to Content

Официально

Мы приветствуем Вас на странице Центра информационной поддержки реформы ЖКХ Волгоградского государственного учебно-курсового комбината. Основная цель...

Недостаточное информирование населения о методах и формах проведения реформы, низкий профессиональный уровень представителей управляющих компаний и ТСЖ, не в лучшую сторону...

     

Вопрос: Что нужно знать об услуге "обращение с ТКО"?

Ответ:
 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?
 
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные...

Дом просит капремонта

С 2013 года Фонд содействия реформированию ЖКХ перестанет финансировать капремонт многоквартирного жилья. А ремонтировать надо: из почти трех миллиардов квадратных метров жилого фонда большая часть - это старые дома, которые нужно приводить в порядок.

Еще два года назад Фонд содействия реформированию ЖКХ вместе с минрегионом предложили идею: если бюджет денег не дает, остается единственный источник - сами жители. Авторы законопроекта придумали организовать в каждом регионе мини-фонд, куда жильцы должны вносить взносы вне зависимости, в новом они доме живут или в старом. Ремонт конкретного дома оплачивает этот самый фонд. Причем первоначально предполагалось, что деньги из фонда жители будут брать в кредит, а после ремонта возвращать их снова фонду. Тогда законопроект притормозили - эксперты раскритиковали такую систему "двойных платежей".

И вот спустя два года документ, наконец, доработан и внесен в Госдуму группой депутатов во главе с Еленой Николаевой, зампредом Комитета по жилищной политике и ЖКХ. Николаева идею "складчины" поддерживает - если федеральный бюджет больше на ремонты денег не дает, кто-то ведь все равно должен заплатить. Платить будут все поголовно, а использовать деньги по очереди: сначала жители старых домов, а со временем дойдет очередь и до жильцов сегодняшних новостроек.

В принципе такая "солидарная" система, если организовать ее прозрачно, может существовать. Но есть в ней довольно слабое место: кто и как будет распоряжаться собранными деньгами. График проведения ремонта, конкретный перечень работ - это все, говорится в документе, должны решать муниципалитеты. То есть деньги платят жители, а "делят" их чиновники. Будет ли этот механизм открытым - большой вопрос. В соответствии с Жилищным кодексом именно собственники отвечают за состояние своего дома, они же на общем собрании решают, какие работы необходимы. Получается, что, отбирая деньги собственников, их лишают права решать проблемы своего жилища.

Глава того же думского Комитета Галина Хованская относится к законопроекту скептически. Ей не нравится, что он отменяет обязательства государства в проведении капремонта. "Статья 16 закона о приватизации закрепляет за бывшим наймодателем проведение капремонта домов, в которых жилье приватизируется. Более того, если в момент приватизации дом уже нуждался в капремонте, государство обязано помочь собственникам привести свое жилье в порядок. Законопроект эту норму отменяет", - пояснила "РГ" Галина Хованская.

Не менее остро встает вопрос и объема денежных средств. В программе, которую финансировал Фонд ЖКХ, собственники вносили на ремонт, прямо скажем, чисто символические суммы - основные расходы несло государство. Будут ли участвовать в софинансировании региональные бюджеты - большой вопрос.

Дмитрий Гордеев, Институт экономики города:

Механизм перераспределения средств собственников с новых домов на старые в законопроекте замкнут на чиновников. Хотя закон об основах федеральной жилищной политики прекратил возможность такой практики (принимать решение о ремонте должны сами жильцы), но до сих пор в некоторых регионах муниципалитеты незаконно устанавливают плату на капремонт, управляющие организации включают ее в платежки независимо от того, планируют собственники ремонт своего дома или нет. Собранные средства перераспределяются по решению местных администраций на дома, которые стоят в очереди.

Жилищный кодекс (статьи 44, 158) решает проблему капремонта по-другому: собственники на общем собрании определяют, что дом нужно ремонтировать, договариваются, какие работы нужны и сколько это будет стоить. И поручают провести ремонт управляющей организации, которая имеет право с момента заключения договора начислять плату за капремонт. Это фактически предоплата. В оставшиеся после проведения ремонта месяцы до окончания срока действия договора управления собственники будут вносить плату в рассрочку. То есть все решения лежат на самих жильцах.

В законопроекте, однако, роль собственников нулевая. Обязательное взимание денег (причем немалых) с собственников без каких-либо четко прописанных обязательств перед ними - в этом слабое место законопроекта. Люди, проживающие в новых домах, фактически будут оплачивать ремонт старых домов. Насколько прозрачной или, напротив, коррупционной может быть процедура перераспределения средств - отдельный разговор.

В последней версии законопроекта, правда, появилась, не без нашего участия, возможность жителям "выйти" из региональной системы. Они смогут самостоятельно копить на ремонт своего дома, а недостающие средства брать в кредит. Именно так организовано дело, например, в Эстонии да и других европейских странах. Но в том варианте, как это прописано сейчас, схема работать вряд ли будет. Потому что если в региональной системе у людей есть хотя бы призрачная надежда получить финансовую поддержку из бюджета региона, то в кредитной схеме никакой помощи, никаких преференций (хотя бы компенсация банковской ставки) не предусмотрено.

По материалам портала "ЖКХприм"

Источник: www.gkh.ru