Skip to Content

Официально

Мы приветствуем Вас на странице Центра информационной поддержки реформы ЖКХ Волгоградского государственного учебно-курсового комбината. Основная цель...

Недостаточное информирование населения о методах и формах проведения реформы, низкий профессиональный уровень представителей управляющих компаний и ТСЖ, не в лучшую сторону...

     

Вопрос: Что нужно знать об услуге "обращение с ТКО"?

Ответ:
 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?
 
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные...

Домком – друг человека. ЖКХ с человеческим лицом возможно!

Между жильцами и управляющими организациями существует стабильное непонимание по многим вопросам, касающимся ЖКХ, мешающее их конструктивному диалогу и взаимодействию.

Предприятия ЖКХ, к какой бы организационной форме они ни относились, многим собственникам жилых помещений до сих пор видятся как элементы государственной структуры со стабильным централизованным финансированием и обеспечением всем необходимым. Что это давно не так, мало кто задумывается и предъявляет претензии в соответствии со своим пониманием ситуации. Не получив того, чего требовали, люди пишут жалобы, а получив на них даже полностью обоснованные разъяснения, считают их отписками. Решением данной проблемы озаботился Независимый профсоюз работников ЖКХ и строительства Ростовской области, разработав Устав для тех самых позабытых домкомов.

Следует оговориться, что имеются, конечно, и серьёзные претензии к работе обслуживающих организаций, но как отделить одни от других, когда вся сфера ЖКХ ассоциируется с неисполнением своих обязанностей, вечным долгом перед жителями и сверхвысокими тарифами?

Как разобраться, что может и что должно сделать управляющая организация за собираемые деньги при дырявой кровле, ржавой воде и прогнивших трубах? Кто виноват, что подъезд не покрашен, отопления нет, а лифт сожгли? Что мы хотим от отрасли ЖКХ и за что платим? И, главное, что делать?

Одна из проблем отрасли ЖКХ – непрозрачность информации, порождающая множество домыслов, слухов и претензий. В то же время для понимания этой информации необходимы некоторые знания. Отсутствие таковых вместе с горячим рвением разобраться приводит к попыткам получить по первому требованию не предусмотренные договором справки, отчёты и т. п. Возникают группы самозваных контролёров – защитников интересов всех жителей, хотя это функция исключительно собственников помещений конкретного дома.
Можно ли приоткрыть завесу над тайнами ЖКХ и получить желаемую информацию? Безусловно. Но сначала нужно понять, что, в каком объёме и кому должно быть представлено. Совершенно нереально выдавать на руки каждому возжелавшему комплект учредительных документов, финансовых отчётов, планов работ, смет и т. д. и т. п., чего вдруг захочется конкретному заявителю.

Объём и периодичность отчётности законодательно предусмотрены, однако время от времени некоторым жителям этого не хватает, либо их не устраивает предлагаемый вариант ознакомления с информацией. И они правы.
Можно расширить объём, периодичность и порядок предоставления отчётности, но нужно конкретизировать желания, внести изменения в договор управления, оценить затраты, включить их в тариф и оплачивать.

Любое действие, любая работа стоит денег и увеличивает квартплату. Не нужно выдумывать правила и условия – они должны быть отражены в договорах обслуживания между УО и собственниками, и одно из главных условий, что работы и услуги выполняются предприятием ЖКХ «в пределах средств, предоставленных собственниками». Поскольку сторонних финансовых поступлений нет, иное в рыночных условиях невозможно. Если начать соизмерять свои требования с этими средствами, снимется большинство вопросов.

Жители умело подсчитывают доходы с дома так, как будто расходов и в помине нет, и из этого делают дилетантские выводы. Постановление Правительства РФ №731 определило, что наряду с доходами предприятия будут указывать и расходы. Это наконец-то развеет миф о сверхдоходности ЖКХ.

Следует отметить ещё один аспект проблемы – правовую неграмотность подавляющего числа собственников жилья, зачастую в своих суждениях руководствующихся одним лишь понятием справедливости, а не знанием принятых законов и постановлений.

Противостояние собственников жилья с управляющими организациями, местными и государственными органами власти в настоящее время достигло своего апогея, перейдя из экономической в социальную сферу. Дальнейшее её обострение неминуемо приведёт к социальному взрыву. Учитывая нынешнее состояние российской экономики, возможность и готовность государства выплатить свой отложенный долг перед народом и привести в нормальное техническое состояние дома и инженерные сети, весьма маловероятно, что в результате взрыва люди получат желаемое.

Остаётся единственное – учиться и собственникам, и управляющим организациям договариваться. Диалог – это первый шаг в этом направлении. Итак, давайте разберёмся с тем, какие же положения предлагает Устав и какую пользу он может принести.

Итак, домовые комитеты создаются по инициативе и желанию самих жильцов как раз с целью наладить этот диалог. Объединения собственников помещений многоквартирных домов (МКД) – это некоммерческая организация, которая может ускорить процесс реформирования ЖКХ, основываясь на принципах конструктивного взаимовыгодного и бесконфликтного взаимодействия поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг, качественного исполнения поручений и обязательств по обслуживанию и энергообеспечению жилых домов, постоянного контроля за деятельностью всех участников жилищно-коммунальных отношений, аргументированной общественной и гласной оценки результатов работы управляющих организаций ЖКХ. Домкомы создают условия для привлечения к участию в управлении собственным жилым комплексом большего количества людей (собственников), демократического и коллегиального выбора членов домового комитета из числа активных собственников помещений МКД, устранения административных и директивных методов управления и переход к полной хозяйственной самостоятельности по оказанию жилищно-коммунальных услуг.

Основная цель домовых комитетов МКД – совершенствование системы взаимодействия собственников помещений МКД и управляющих организаций ЖКХ. Для эффективной деятельности крайне важна их легитимизация как минимум на уровне районной администрации города.

Каковы же основные задачи, которые могут и должны в перспективе решать домкомы в процессе коллективного самоуправления? В первую очередь они могут выполнять функции посредника между собственниками помещений и поставщиками жилищно-коммунальных услуг, осуществлять постоянный контроль за деятельностью всех участников жилищно-коммунальных отношений, соблюдения ими ЖК законодательства, инициировать принятие решений ОМС по улучшению жилищно-бытовых условий микрорайона МКД. Следствием этого станет повышение степени благоустройства подъездов жилых домов, придомовой территории, подвальных помещений и прилегающих к дому пристроек, совершенствование системы ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, контроль за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при проведении капитального и текущего ремонта жилого дома, соблюдение общественного порядка и норм поведения в отношении арендаторов жилья и буйных жильцов с целью недопущения пьяных разборок, семейных скандалов, террористических актов и т. д.

Проект примерного устава домового комитета разработан Независимым профсоюзом работников ЖКХ и строительства Ростовской области, в соответствии с ныне действующими положениями Жилищного и Гражданского кодексов, Федерального закона «О местном самоуправлении в Российской федерации» в общественной приёмной корпорации. В этом документе подробно описан порядок избрания домкома, изложены его цели и задачи.
Важнейшее преимущество коллективного самоуправления МКД состоит в том, что каждый человек, проживающий в доме, может обратиться в домком с любой просьбой, заявкой на бытовые услуги (ремонт, установка, подключение) или подать жалобу на плохое обслуживание. Все мнения и предложения жильцов могут быть рассмотрены быстро и оперативно.

Не менее важно создание домовых комитетов и для управляющих организаций. Ведь от их наличия повышается оперативность информирования и принятия решений по управлению домом, прозрачность в финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет уменьшить, если не исключить полностью неплатежи по ЖКУ. Кроме того, возрастёт и открытость в деятельности УО ЖКХ, что положительно повлияет на имидж организации, упрочит доверие собственников помещений. Наконец, обучить членов домовых комитетов способам управления МКД станет гораздо проще.

Однако глубинная, стратегическая цель создания домовых комитетов и налаживания их продуктивной деятельности – это воспитание настоящих хозяев своего помещения, их эффективных собственников. Превращение владельца помещения из просителя и потребителя жилищно-коммунальных услуг в грамотного участника жилищно-коммунальных отношений – что может быть благороднее?

Дополнительную информацию вы можете получить по телефону 8(863) 2-969-789 или отправив письмо по электронному адресу priem@dvk-media.ru.

Обращайтесь. Вместе мы сможем создать ЖКХ с человеческим лицом!

Станислав Чумаков

Источник: www.dvk-media.ru