Skip to Content

Официально

Мы приветствуем Вас на странице Центра информационной поддержки реформы ЖКХ Волгоградского государственного учебно-курсового комбината. Основная цель...

Недостаточное информирование населения о методах и формах проведения реформы, низкий профессиональный уровень представителей управляющих компаний и ТСЖ, не в лучшую сторону...

     

Вопрос: Что нужно знать об услуге "обращение с ТКО"?

Ответ:
 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?
 
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные...

Лицензирование в ЖКХ: прокуратура потирает руки, управкомпании считают деньги

В Екатеринбурге участники рынка обсудили закон о лицензировании деятельности УК. Контролирующим органам идея понравилась, у управляющих компаний – сплошные страхи и тревоги

Управляющим организациям в сфере ЖКХ уже в недалеком будущем, вероятно, придется работать по новым правилам – на рынок предоставления коммунальных услуг населению приходит процедура лицензирования. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме, и, как ранее отмечал зампред комитета по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев, депутаты намерены принять его в ходе весенней сессии, чтобы уже с июня механизм лицензирования УК заработал.

Пока же законодатели готовы обсуждать и править документ, для этого мнения участников рынка собирает Общественная палата РФ, затем они будут объединены и направлены в Госдуму и Министерство строительства и ЖКХ. Как рассказал член Общественной палаты Свердловской области, депутат Заксобрания Игорь Данилов, по результатам обсуждения законопроекта в Москве ОП РФ направила в регионы просьбу обсудить готовящиеся изменения и на местах. Для этого 26 февраля в Екатеринбурге за круглым столом собрались представители контролирующих органов, управляющих компаний, общественных организаций.

Открывая мероприятие, Игорь Данилов задал вектор – выслушать мнения участников, собрать предложения и направить их в Москву. Впрочем, по ходу разговора ему то и дело приходилось возвращать участников в русло заявленной темы – представители общественных организаций решили высказать за «круглым столом» все наболевшее в вопросе взаимоотношений с управляющими организациями.

«ТСЖ – это бомба замедленного действия»

Глава свердловской Госжилинспекции Алексей Россолов однозначно заявил, что саму идею лицензирования управляющих организаций поддерживает, а вот по поводу законопроекта высказался осторожнее – по его словам, документ в части полномочий ГЖИ обсуждать рано, пока его надо изучать.

«Ситуация на рынке предоставления коммунальных услуг созрела до того, чтобы были применены меры госрегулирования. Поэтому на сегодняшний день могу сказать только одно – весь коллектив ГЖИ воспринял такое решение положительно. Нужно придать некую стройность, изложенную на бумаге законность тому, что происходит на рынке», — сказал Россолов.

Под лицензирование попадут не только управляющие компании, но и товарищества собственников жилья (ТСЖ), объединяющие более 30 квартир. Вопрос с ТСЖ глава ГЖИ считает сложным. «ТСЖ на сегодняшний день — это такая бомба замедленного действия. Далеко не все люди способны жить в том самом общежитии, которым, по сути, является благоустроенное ТСЖ: совместно принимать решения. У нас огромное количество заявлений на действия руководителей ТСЖ, и люди ничего с ними не могут сделать. Может я консерватор, но мне кажется, если взялись на государственном уровне регулировать это все, давайте оставим минимум [ТСЖ] – там, где это действительно приносит пользу. Нужно провести ревизию ТСЖ», — заявил Россолов.

«Моя семья полгода будет жить без всего?»

Приветствует введение лицензирования и другое контролирующее ведомство — старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Григорий Чесноков заявил, что эта мера позволит усилить контроль за управляющими организациями. «Нельзя сказать, что сейчас контроля мало, но он, на мой взгляд, грешит некоторой половинчатостью. Лицензирование позволит усилить контроль, причем еще на стадии создания и начала деятельности компании, а, во-вторых, позволит избежать ситуаций, которые, к сожалению, у нас распространены – двойных квитанций», — сказал Чесноков, но добавил, что документ требует доработки. Например, введение новых штрафов для руководителей управкомпаний и председателей ТСЖ – 500 тыс. рублей. По мнению представителя прокуратуры, для непрофессиональных участников рынка это слишком много.

Позже с ним согласился гендиректор ООО «УК ДЕЗ» Андрей Анчугов (г. Каменск-Ураслький) и назвал такие штрафы «губительными». Ради этого он даже раскрыл сумму своего дохода – 100 тыс. рублей в месяц. «Представьте, какую зарплату я должен просить у собственников, чтобы иметь возможность платить такие штрафы? Надо по-другому – если руководитель ведет себя неправильно, неадекватно, он просто не должен работать, есть для этого механизм отстранения. А так наложили на руководителя 500 тыс. штрафа – это что, моя семья будет полгода жить без всего?», — вопрошал Анчугов.

«У нас такой жилфонд, что нарушения можно найти у любого»

Депутат свердловского Заксобрания Дмитрий Ионин тоже не против лицензирования как механизма, особенно в части получения управкомпанией лицензии на каждый дом: «Это позволит нам, как минимум, провести определенную ревизию».

Но и он уже видит моменты, которые требуют отдельного внимания. «Нужно мнение всех участников рынка, и советов домов. Головы запутали всем, и депутатам, в том числе. Вот цитата Меня (Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ – прим. ред.): «компания должна обладать необходимыми средствами, не совершать ни одного нарушения за год…» У нас есть хоть одна более или менее крупная УК, которая не привлекалась [к ответственности] за год ни разу? Можно прийти на любой дом и найти эти правонарушения. В законе эти нюансы прописаны по-другому, но проблематика в том, что мы до конца не понимаем, что вкладывается в понятие этого закона. Поэтому пока не готов выдать пул предложений касаемо закона о лицензировании, но озадачимся этими моментами однозначно», — высказался парламентарий.

Председатель НП «Гильдия профессиональных управляющих ЖКХ Свердловской области» Александр Канарский высказал другое опасение – не станет ли механизм лицензирования инструментом выдавливания с рынка неугодных компаний? «С одной стороны – хорошо, все прозрачно и очевидно, но, с другой стороны, у нас такой жилфонд, что нарушения можно найти у любого, даже на новых домах, если этого захотеть», — сказал Канарский.

Игорь Данилов на это напомнил, что основанием для отзыва лицензии является не само нарушение, а факт неисполнения предписания ГЖИ: «И я согласен, что это прямое основание такую компанию с рынка убрать. ГЖИ является контролирующим органом, и если она указывает на нарушение, а компания это игнорирует, то как вообще тогда воздействовать на УК?»

«Ни у кого нет полноценного представления, как будет работать этот закон»

Среди противников нововведения оказался гендиректор каменск-уральской УК «ДЕЗ» Андрей Анчугов. Государство должно контролировать сферу предоставления ЖКУ, согласился он, но другими способами. Какими – осталось неизвестным. Не понравилось ему и то, что ТСЖ, объединяющее меньше 30 квартир, смогут работать без лицензии: «А что, у них требования по предоставлению услуг какие-то другие? Если уж лицензировать, то всех».

Директор УК «Ремстройкомплекс» Василий Теплов предположил, что далеко не все управляющие компании смогут получить лицензии – из-за довольно жесткого списка специалистов, которые должны быть в штате организации. По его оценке, в Екатеринбурге из 120 УК необходимый штат имеют только 20-30. Алексей Россолов ответил, что, в общем-то, на то механизм и направлен – убрать с рынка всевозможные ООО «Рога и копыта».

Представители Ассоциации гражданского территориального общественного самоуправления Свердловской области тоже в целом высказывались не в пользу лицензирования, но конкретики в своей позиции не обозначили.

Подводя итог после заседания, Дмитрий Ионин отметил, что конструктивизма как такового никто не услышал. «Ни у кого из нас нет полноценного представления о том, как будет работать этот закон. Даже у надзорных органов – и это не их вина, просто нет достаточной информации, надо более четко прописывать закон. Безусловно, такие мероприятия нужны, но у сегодняшнего [мероприятия] какого-то итога быть не может, это просто ознакомление, обмен позициями, и теперь те, у кого есть идеи по изменению закона, должны их генерировать», — заключил депутат.

Анна Жилова

Источник: ejnews.ru