Skip to Content

Официально

Мы приветствуем Вас на странице Центра информационной поддержки реформы ЖКХ Волгоградского государственного учебно-курсового комбината. Основная цель...

Недостаточное информирование населения о методах и формах проведения реформы, низкий профессиональный уровень представителей управляющих компаний и ТСЖ, не в лучшую сторону...

     

Вопрос: Что нужно знать об услуге "обращение с ТКО"?

Ответ:
 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?
 
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные...

Персональные данные и ГИС ЖКХ

Вопрос правомерности предоставления по запросам различных органов документов, содержащих персональные данные собственников помещений многоквартирных домов, потребителей коммунальных услуг, проживающих в управляемых домах, всегда волновал специалистов УО, ТСЖ, ЖСК. С появлением обязанности исполнителей коммунальных услуг размещать персональные данные в ГИС ЖКХ, актуальность вопроса существенно возросла.

Одновременное наличие запрета на распространение персональных данных, установленного Федеральным законом от 27.07.2006 N152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон 152-ФЗ), и обязанности по размещению персональных данных в ГИС ЖКХ, установленной Федеральным законом от 21.07.2014 N209-ФЗ «О ГИС ЖКХ», приводит к возникновению сомнений в законности как действий, так и бездействия УО, ТСЖ, ЖСК. Попробуем разрешить эти сомнения.

В соответствии со ст.3 Закона 152-ФЗ:

  1. персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
  2. оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  3. обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
  4. автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
  5. распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
  6. предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

Таким образом, мы видим, что любые сведения о потребителе жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) являются его персональными данными. Сказать конкретно, какие данные являются персональными, а какие не являются, сложно, так как закон очень широко определяет понятие персональных данных, включая в их число любую информацию о гражданине. В таком случае можно сделать вывод о том, что помимо фамилии, имени, отчества, сведений о семье, работе, профессии, прочих данных, сведения о квартире, размере долга за ЖКУ и прочие косвенные сведения о потребителе являются его персональными данными, а на оператора персональных данных возлагается обязанность по обеспечению их защиты и сохранности. Деятельность УО подпадает под понятие «обработка персональных данных», так как УО осуществляют сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Следовательно, УО являются операторами персональных данных и на них распространяются требования и правила указанного закона в части обработки персональных данных, их систематизации, хранения, передачи и т.п.

Для того, чтобы начать деятельность по обработке персональных данных, оператор должен выполнить два условия:

Требование № 1

Получить согласие субъекта персональных данных в соответствии со ст.9 Закона 152-ФЗ:

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

В указанной статье предъявляются и требования к такому согласию (ч.4 ст.9 Закона 152-ФЗ):

Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

  1. фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  2. фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
  3. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
  4. цель обработки персональных данных;
  5. перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
  6. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
  7. перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  8. срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  9. подпись субъекта персональных данных.

Требование № 2

Принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, требования к объёму и порядку применения которых установлены ст.19 Закона 152-ФЗ

Есть ещё одно требование к оператору персональных данных – подача в Роскомнадзор специального уведомления по форме о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ст.22 Закона 152-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.22 Закона 152-ФЗ оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных (извлечение а части относящихся к деятельности УО случаев):

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

С точки зрения жилищного законодательства деятельность УО осуществляется на основании договора управления. В этом случае (наличие договора) ч.2 ст.22 Закона 152-ФЗ позволяет УО осуществлять обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора. Сложнее обстоит дело с ТСЖ и ЖСК, поскольку эти организации не заключают договор с потребителем в обязательном порядке. Так в соответствии с ПП РФ от 06.05.2011 N354 ТСЖ обязано заключить договор на предоставление коммунальных услуг со всеми потребителями, однако понудить несогласных потребителей заключить договоры ТСЖ не может. Кроме того, договор предоставления коммунальных услуг охватывает не все элементы деятельности ТСЖ/ЖСК, требующие обрабатывать персональные данные.

Помимо коммунальных услуг ТСЖ/ЖСК оказывают услуги по содержанию жилья. На эти услуги ТСЖ заключает договоры с только собственниками, помещений, не являющимися членами ТСЖ (ст.155 ЖК РФ). В отношении ЖСК требования по заключению таких договоров вообще не установлены. Таким образом, исходя из требований Закона 152-ФЗ и отсутствии договоров с частью (или всеми) субъектов персональных данных, ТСЖ и ЖСК обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале своей деятельности по обработке персональных данных.

По сути весь Закон 152-ФЗ направлен на защиту субъекта персональных данных от передачи его данных третьим лицам без его согласия. По общему правилу передача данных невозможна без согласия субъекта персональных данных, но из этого правила есть исключения.

Исключение № 1

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ:

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

2.2. В случае неразмещения платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи, граждане и организации вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе.

2.3. Информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи. При несоответствии сведений, содержащихся в платежном документе, представленном в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенной в системе, достоверной считается информация, размещенная в системе.

Таким образом, размещение платежного документа в ГИС ЖКХ, информации о размере задолженности, не является нарушением Закона 152-ФЗ.

Исключение № 2

В соответствии с ч. 16 статьи 155 ЖК РФ:

При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Таким образом, передача персональных данных в расчетные центры для изготовления квитанций, осуществления расчётов и т.п. также не будет являться нарушением Закона 152-ФЗ.

Исключение № 3

Предоставление персональных данных по запросам органов власти, при исполнении иных установленных законом обязанностей оператора персональных данных передавать информацию в органы власти. За непредоставление органам власти сведений, предоставление которых установлено законом (например, реестр членов ТСЖ) влечет за собой административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ:

Непредоставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, 

- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Передача персональных данных в иных случаях, не подпадающих под описанные три исключения, возможна только с согласия субъекта персональных данных. Например, на рынке услуг появились организации предлагающие услуги по раскрытию информации на ГИС ЖКХ или в соответствии со Стандартом раскрытия информации на reformagkh.ru, если, например, у УО или ТСЖ не хватает времени или знаний, умений для раскрытия информации на портале. Предоставление персональных данным таким организациям возможно только по согласию потребителей, что в реальности очень сложно получить. Кроме того, передача данных и документов о должнике привлекаемому по договору юристу (не штатному, не являющемуся работником УО или ТСЖ) для подачи иска в суд, также потребует согласия должника на передачу информации о нем юристу.

Существует ответственность за нарушение Закона о защите персональных данных, а именно ст. 13.11. КоАП РФ:

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Однако, на сегодняшний день количество обращений субъектов персональных данных в контролирующие органы с жалобами о нарушений своих прав ничтожно мало, следовательно, количество проверок в этой сфере незначительно, и фактов привлечения к ответственности за нарушения законодательства о персональных данных весьма немного.

В общем, как писал еще М.Е.Салтыков-Щедрин, «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Источник: acato.ru