Skip to Content

Официально

Мы приветствуем Вас на странице Центра информационной поддержки реформы ЖКХ Волгоградского государственного учебно-курсового комбината. Основная цель...

Недостаточное информирование населения о методах и формах проведения реформы, низкий профессиональный уровень представителей управляющих компаний и ТСЖ, не в лучшую сторону...

     

Вопрос: Что нужно знать об услуге "обращение с ТКО"?

Ответ:
 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?
 
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные...

Почему буксует реформа ЖКХ

Проблемы в отрасли ЖКХ в районе те же, что и в других регионах. Та же нехватка денег, износ систем и коммуникаций, ветхость сброшенного ведомствами и Минобороны жилья, качество воды, парковки, пассивность жителей и т.д., однако есть и особенности.

Многие проблемы, например обновление инженерных систем, решены привлечением инвесторов. За счет выделявшихся ранее бюджетных средств укреплен «запас прочности» отрасли, продумана поддержка ветеранов и т.д. Не вдаваясь в частности, хотелось бы обобщенно остановиться на том, почему нет кардинальных улучшений в сфере ЖКХ.

Уже ясно, что реформа буксует, а имеющиеся успехи локальны и не носят системного характера. Практика, которой, как известно, проверяется теория, выявила грубейшие просчеты в законодательном регулировании взаимоотношений в данной сфере. Так, 261 ФЗ требует сначала составить программу энергосбережения, а потом провести энергоаудит. По меткому выражению одного из членов Общественной палаты ГД РФ, это как если бы доктор сначала прописывал лечение, а потом осматривал больного. Или навязываемая управляющим компаниям ответственность за снабжение жителей не своими коммунальными услугами, «вымывающая» оборотные средства, снижающая финансовую устойчивость и качество услуг самой компании. Иногда закон ставит дилемму - прекратить водоснабжение населения, пока оформляется лицензия, или идти «под статью». Одного из директоров обвинили в неправомерном получении суммы, равной стоимости воды, потребленной жителями, хотя все деньги шли на счет.

Примеров много. Это брак в работе, который надо исправлять и за который и авторы, и те, кто голосовал, не вняв разумным аргументам, должны нести хотя бы моральную ответственность. Надо сохранять под этими «шедеврами» их ФИО, как в США - поправка какого-нибудь Waita. Закон не должен мешать жить.

Что такое ЖКХ? Предприятия, чиновники тех или иных органов власти, законодатели, собственники жилья? Все они сильно различаются. Нарушения, недоработки и недочеты есть у всех, значит, нужно называть чиновника или законодателя, предприятие или работника, а то и собственника, а не клеймить позором три абстрактные буквы. На самом деле ЖКХ - это аббревиатура отрасли, состоящей из разрозненных предприятий, оказывающих каждая свой набор услуг.

1. Жилищно-коммунальный комплекс района представляют как специализированные предприятия - ОАО «Электросеть», «Теплосеть», «Водоканал», «Коммунальное хозяйство и благоустройство», так и многопрофильные предприятия, выполняющие функции управляющих организаций и осуществляющие поставку ресурсов от своих инженерных объектов.

Жилой фонд на территории района - это 33320 домов, из которых 26160 индивидуальных и 4980 небольших домов, использующих непосредственный способ управления. И 2180 многоквартирных домов, которые эксплуатируют:
37 ведомственных организаций (275 домов);
20 различных КЭЧ, РЭУ, УК в военных городках (403 дома);
16 товариществ собственников жилья (53 дома);
13 жилищно-строительных кооперативов (15 домов);
19 частных управляющих компаний (174 дома);
13 многопрофильных организаций, работающих на бывшем муниципальном жилом фонде (1260 домов, 4 млн.кв.м.), теперь находящемся в совместной собственности.

В эксплуатации предприятий ЖКХ находятся 70 котельных общей мощностью более 800 Гкал/час, 85 центральных тепловых пунктов (ЦТП), 38 водозаборных узлов (ВЗУ), 80 артезианских скважин, 16 очистных сооружений, 31 канализационная насосная станция (КНС), более 700 трансформаторных и распределительно-трансформаторных подстанций (ТП и РТП).

Инженерные коммуникации имеют протяженность: теплосети - более 265 км, водопровод - более 340 км, сети водоотведения - более 385 км. В районе имеется полигон твердых бытовых отходов (ТБО) «Часцы», обслуживаемый ОАО «Коммунального хозяйства и благоустройства».

С 2009 г. практически все муниципальные предприятия были акционированы с сохранением 100% акций в собственности района, что позволило сохранить единый комплекс предприятий ЖКХ и его управляемость. На этих предприятиях трудятся около 4400 человек, в том числе АУП и ИТР 920 чел., рабочих 3480 человек.

Полное непонимание таких различий не только жителями, но и депутатами в поселениях, незнание состава себестоимости услуг, противоречащих объективным законам экономики юридических «оков», недоверие, тенденциозность и излишняя эмоциональность по отношению к ЖКХ исключают любой диалог.

…Кто знает всё, что делается ЖКХ согласно разным нормам? Стоимость этого? Включена ли она в тариф? Все работает, идет как будто само собой и от этого складывается впечатление безделья ЖКХ и избыточности платежей. Ничего не зная о расходах, жители, а то и депутаты, подсчитывают доходы и обрушиваются на ЖКХ в «праведном» гневе. И тут уже что посеешь, то пожнешь.
Знает ли кто, что в себестоимости многих услуг осталась лишь зарплата и отчисления? Что все тарифы догоняют себестоимость и не являются экономически обоснованными, если говорить о реальных потребностях? Когда нет знаний, никакое «раскрытие информации» не поможет. Её никто и не скрывал, просто желаемый многими детальный отчет слишком трудоемок и дорог. Нужен всеобщий «ликбез». Или хотя бы для депутатов и инициативных групп.

2. Так, до 2009 года (до акционирования предприятий) по титульным спискам выделялись средства из бюджета района на ремонт жилого фонда и инженерных объектов. Проведение этих работ, реконструкция и модернизация котельных, ЦТП, тепловых сетей и объектов водоканализационного хозяйства позволила несколько сократить издержки производства, что помогло пропорционально сокращению затрат снизить темпы роста тарифов на соответствующие услуги.

ОАО «Одинцовская электросеть» за счет собственных средств построила линии освещения ряда дорог, провела реконструкцию высоковольтных линий и оптимизацию схем распределения электроэнергии. Большие работы были проведены по замене неизолированных проводов на самонесущие изолированные, что в условиях «ледяного дождя» обеспечило надежность электроснабжения, уменьшило число аварий и даже позволило предприятию оказать помощь Западным электросетям в восстановительных работах.

Для обеспечения бесперебойного снабжения населения услугами ЖКХ за счет бюджета района были приобретены дизельгенераторы, которые обеспечивали работу котельных и водозаборов при отключениях электроэнергии во время «ледяного дождя», и только благодаря этому удалось удержать ситуацию под контролем.

В целом комплекс ЖКХ со своими задачами справляется и во все прошлые годы функционировал без серьезных аварий и перебоев в работе.

Нужно устранить перекос в сознании, разъяснить, где чья собственность, где чьи интересы и потребности, ввести обучение законам и азам экономики. Только прошедшие некий «техминимум» должны допускаться к обсуждению проблем по вопросам ЖКХ. Пока же каждый на ходу что-то выдумывает, тут же начинает это требовать. Работники ЖКХ - часть местного сообщества, а когда правая рука борется с левой, беда не с руками, а с головой.

О презумпции невиновности и презумпции добросовестности наши граждане вспоминают, лишь когда дело коснется их. Применять эти принципы к ЖКХ никто не торопится. Отношения собственников с предприятиями ЖКХ, а в сущности, с такими же жителями, нужно приводить к паритетности и справедливости. Для граждан даже административной комиссии нет, хотя исписанные стены, засоры канализации, вандализм и т.д. - дело рук некоторых из них, но не ЖКХ. А телевизионные судилища навязывают образ монстра, вора, завышающего тарифы и не умеющего работать. Его бы «прижать», но что-то никто не может!

Эти стереотипы нужно ломать. Поддержка отрасли нужна в СМИ и на законодательном уровне. Любая норма или решение должны проверяться единственным критерием: это понуждение или будет выгодно? Понуждать работников отрасли к дешевому труду бесполезно, качество услуг только еще более снизится.

Противоречия можно примирить. Нужно составить перечень всех необходимых услуг, отделив их от коммунальных, дополнить неизвестными никому обязательными работами, затем в каждом пункте поставить желаемые гражданами суммы. Это «народное творчество» разместить в СМИ, Интернете и отдать в другие УК, чтобы нашлась та, которая за эти цены будет не только работать, но и нести все риски недоплат, вандализма, аварий, штрафов, издержки роста объемов работ (снег, сосульки и т.п.). Это набросок процедуры согласования цены.

Так у тех, кто ищет дешевых работников, сформируется понятие реальной стоимости услуг, т.к. сразу вряд ли кто согласится на «щедрые» предложения. А если согласится, хорошо! Конкуренция - это то, без чего не будет снижения платежей. Без неё возможно лишь очередное командное ограничение тарифа, которое на самом деле ограничивает лишь потребности, ведет к росту износа из-за невыполнения регламентных работ и «проеданию» запаса прочности.

Давно следует понять: то, что хотят жители от предприятий ЖКХ, стоит совсем других денег, нежели заложены в тарифах. И хотя у нас осуждаются просьбы и жалобы, но при таком разрыве потребностей жителей и возможностей ЖКХ достичь кардинальных улучшений без помощи государства невозможно.

Прямое вкачивание денег неэффективно, рост тарифов из-за неплатежеспособности населения невозможен, единственный путь - снижение издержек и повышение эффективности, но стимулы пока не разработаны.

Отрасли нужны благоприятные условия деятельности, а её работникам - перспектива улучшения условий труда, повышения зарплаты, иные стимулы, зависящие от собственных стараний, а не от ветхости обслуживаемого, ещё и не своего имущества.

В СССР по отраслям разрабатывались нормы износа, времени, запаса материалов, стандарты и регламенты. Этого сейчас нет. Обслуживание изношенных объектов требует больше времени, сил и средств. В этом, а не во всеобщем воровстве, суть «затратного механизма». Вот с чем нужно бороться.

3. Несмотря на проведенную реконструкцию, сохраняется высокий средний процент износа тепловых сетей - 63%, сетей водоснабжения - 67% и водоотведения - 76%, что снижает надежность и качество услуг. Следует отметить, что некоторые объекты достигли предельного износа и издержки на их эксплуатацию и ликвидацию аварий становятся сопоставимы со стоимостью новых, однако привлечь инвесторов или найти средства на все сразу пока не представляется возможным.

Для соблюдения современных экологических и санитарных норм нужна реконструкция почти всех очистных сооружений и строительство станций обезжелезивания, работающих по устаревшим технологиям или не предусмотренных вовсе.

Износ электросетей по сравнению с другими коммуникациями - наименьший и составляет 35%, но существует дефицит мощностей, что сдерживает деятельность инвесторов и потребовало строительства Подушкинского питающего центра.

Первичный эффект может быть достигнут исключением вымывания со счетов УК денег жителей за аудиты, избыточные обучения, лицензии, якобы добровольные сертификации, различные оформления и переоформления, участие в выставках, конкурсах и т.п. Так, лицензия еще ни один объект новее не сделала, а времени и средств отнимает много. Нужно, господа проверяющие, - приезжайте, смотрите. Это полезнее, чем собирать бумаги, сидя в кабинете.

Следует прекратить забирать деньги жителей штрафами ГЖИ и т.п. структур за «ненадлежащее состояние». Знай жители, кто отнимает их деньги, вряд ли они одобрили бы это. Как правило, ветхость возникла от времени, а не от нерадивого обслуживания. Иное хотя бы нужно доказать, но ГЖИ и многие судьи себя не утруждают - предприятие ЖКХ априори виновато. И совсем уже непонятно, почему функции ГЖИ и АТИ оказались у субъекта Федерации (см. ФЗ 131).

Непонятна и позиция профильных министерств. Они не защищают свою отрасль, предприятия, не беспокоятся, когда в СМИ звучат откровенно ложные тезисы. Нет баз данных, облегчающих работу с информацией, дешевого программного обеспечения, единых методик технико-экономических обоснований для оценки возможности возврата кредита или определения места вложения средств, где они дадут больший эффект. Зато есть многочисленные запросы, справки, отчеты, превращающие сотрудников ЖКХ в расширенный штат этих министерств.

В основе ошибок, как мне кажется, лежит концептуально неверный подход даже не к реформированию, а к самой отрасли и работа над ее проблемами без учета мнения практиков.

4. Жилищный Кодекс не требует даже уведомительного порядка регистрации в органах местного самоуправления структуры, созданной или избранной для управления многоквартирным домом, не говоря уже о проверке легитимности выбора УК или создания ТСЖ. Все это приводит к конфликтам, социальной напряженности, массовым обращениям жителей, действенно отреагировать на которые ни у поселений, ни у района нет законных оснований.

Все так называемые «проблемы ЖКХ» на самом деле являются проблемами местного сообщества, и решать их надо всем вместе.

Первое. Нельзя смешивать потребности жителей (собственников) и потребности ЖКХ. Например, в ст.165 ЖК РФ говорится, что органы местного самоуправления могут оказывать помощь УК в капремонте домов. Это все равно что водителя порадовать помощью на ремонт машины шефа. У разных сторон договора потребности совпадать не могут. Требовать и призывать, чтобы кто-то озаботился чужими проблемами, бесполезно, нужно создать условия, чтобы одни могли заказать и оплатить услуги, а другим было выгодно их оказывать.

Второе. Без оценки в рублях потребностей собственников, без сопоставления их со всеми финансовыми возможностями (плата за услуги, средства бюджета, инвестиции) нет смысла говорить о достаточности или дефиците средств. Это должно проверяться только с калькулятором.

И третье. Лишь поняв экономические возможности, можно говорить об эффективности деятельности, определении путей снижения издержек и источниках пополнения средств, необходимых для полноценного удовлетворения потребностей жителей. И тут нужны только профессиональные суждения.

Поскольку старые подходы за много лет ничего не дали, нужно понять, что тормозит реформы, искать новое, встречаться и думать, пока не удастся запустить процесс оздоровления.

Источник: www.odinews.ru