Skip to Content

Официально

Мы приветствуем Вас на странице Центра информационной поддержки реформы ЖКХ Волгоградского государственного учебно-курсового комбината. Основная цель...

Недостаточное информирование населения о методах и формах проведения реформы, низкий профессиональный уровень представителей управляющих компаний и ТСЖ, не в лучшую сторону...

     

Вопрос: Что нужно знать об услуге "обращение с ТКО"?

Ответ:
 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?
 
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные...

Владимир Путин о ЖКХ

[title]

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с вами встречаемся во Пскове – одном из самых древних городов нашей страны с давними и самобытными традициями самоуправления. Но сегодня предлагаю поговорить о дне сегодняшнем, о будущем, о том, как нам вместе обеспечить динамичное развитие регионов и региональных центров, региональных городов, региональных столиц и в целом укрепить потенциал и возможности муниципальной власти. Как говорил Александр Исаевич Солженицын, повседневная жизнь людей на 4/5 зависит не от общегосударственных событий, а от событий местных, а потому от местного самоуправления.

Города, которые вы возглавляете, каждый регион справедливо считает своей визитной карточкой, флагманом региональной экономики, культуры и образования. В городах субъектовых центров проживет почти 54 млн наших граждан – это более чем треть населения Российской Федерации. Благополучие этих людей, качество их жизни напрямую зависят от эффективности вашей, уважаемые коллеги, работы. Ещё раз повторю: нам необходимо сильное, дееспособное самоуправление. Видим в этом залог успешного развития России, ключ к раскрытию громадного потенциала всех её территорий.

Начну с базового вопроса. Базовый вопрос – это, как обычно, деньги, финансирование. В ходе реформы местного самоуправления мы более чётко разграничили сферы ведения и источники доходов между уровнями власти. Знаю, что здесь тоже много проблем, не всё так гладко, как хотелось бы, есть ещё много в этом смысле проблем, вопросов. Многие из них, наверное, нужно ещё согласовать, что-то поправить. Но в целом решение по ключевым вопросам, связанным с распределением, разграничением сфер ведения, источниками дохода между уровнями власти… В целом этот вопрос решён.

В результате за последние пять лет собственные доходы городских округов выросли почти вдове. Подчеркиваю, не только административных центров, но и менее крупных городов. В свою очередь это позволило также вдвое увеличить и расходы практически по всем основным статьям – на социальную политику, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и образование. Однако (и это тоже хорошо известно), даже несмотря на такой рост доходов, средств на текущие нужды и перспективные проекты, конечно, не хватает. С дефицитом формируются даже бюджеты миллионников: дефицит Новосибирска, например, 1,7 млрд рублей, Нижнего – 1,4 млрд, Ростова-на-Дону – 1,2 млрд и Самары – 0,5 млрд рублей.

Между тем численность населения административных центров растёт. Если считать от переписи 2002 года, она увеличилась почти на миллион. Укрупняется и масштаб задач, ведь процессы урбанизации требуют принципиально иных подходов к развитию городов, прежде всего региональных столиц. При этом межбюджетные трансферты составляют практически половину городских доходов, что ставит муниципалитет в позицию, как правило, просителя и, самое главное, не стимулирует их инициативу. На федеральном уровне мы выработали единый подход к порядку предоставления финансовой помощи регионам. Здесь у нас вопрос решён, а вот в связке регион–муниципалитет этого пока не сделано. Каждый субъект Российской Федерации действует по своему усмотрению. При этом регионы предпочитают использовать целевые субсидии, а не так называемые необусловленные деньги, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Понятно, что контролировать субсидии легче, однако эта практика значительно снижает финансовую автономию органов местного самоуправления. Муниципалитетам можно было бы, на мой взгляд, дать и больше свободы в использовании финансовой поддержки – естественно, при адекватном росте ответственности с их стороны.

Что касается целевых субсидий, то прежде всего их следует направлять на софинансирование инвестпроектов, а не тратить на текущее содержание разного рода контор и тем более самих органов местного самоуправления. Считаю необходимым подготовить поправки в Бюджетный кодекс, которые установят единые требования к порядку предоставления финансовой помощи муниципалитетам. Нужен такой механизм, который не просто выравнивал бы бюджетную обеспеченность, но и играл бы роль катализатора развития городов. Конечно, главным источником доходов муниципалитетов должны быть фискальные поступления. Знаю, что существуют предложения вновь вернуться к теме перераспределения налогов. Конечно, подумать на этот счёт можно. В действующем законодательстве между тем предусмотрено уже право регионов передавать на муниципальный уровень часть поступлений от региональных налогов и сборов. Считаю, что регионы должны шире использовать эту возможность.

Что же касается кардинального пересмотра принципов перераспределения налогов, то здесь, конечно, есть и риски, и вы прекрасно, уважаемые коллеги, это тоже понимаете. Риски, которые мы не можем игнорировать и не можем не учитывать в силу самых разных причин: и географических, и экономических. У нас сильна диспропорция как в развитии регионов, так и отдельных муниципальных образований.

Для справки могу сказать, что в прошлом году более 60% налоговых доходов консолидированного бюджета страны поступило с территорий десяти субъектов Российской Федерации, и в этих субъектах проживает чуть более четверти населения страны. А на муниципальном уровне власти почти 65% налоговых доходов местных бюджетов аккумулируется в бюджетах городских округов.

Вместе с тем согласен, что у муниципалитетов, которые активно и инициативно работают, должны быть дополнительные стимулы и ресурсы для осуществления своих планов. Именно в такой логике давайте будем действовать.

В ближайшее время будут приняты поправки в Налоговый кодекс. Мы практически целиком, в объёме 90%, передадим муниципалитетам доходы от патентов. По предварительным подсчётам при эффективном использовании патентной системы в бюджеты местного самоуправления должны поступить миллиарды рублей. Это в десятки, а может быть, даже в сотни раз больше, чем сейчас. У муниципалитетов появится мощный инструмент пополнения бюджета. Как он будет использован, конечно, зависит только от руководителей. Где, как не на уровне муниципалитетов, развивать малое и среднее предпринимательство? Нужно помогать людям прочно вставать на ноги, обеспечивать условия для развития, тогда и городская казна будет пополняться.

Кроме того, уже в недалеком будущем существенным, а возможно, и ключевым источником дохода местных бюджетов станет налог на недвижимость. Но сначала нужно очень тщательно продумать границы ставок и вычетов, чтобы в результате реформы не пострадали социально уязвимые граждане. Мы не можем с вами допустить ситуации, при которой пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, инвалиды будут вынуждены тратить почти все свои пенсии и пособия на оплату налога на недвижимость за единственную квартиру или скромный садовый участок.

Что бы ещё хотел подчеркнуть? Расширение финансовой свободы муниципалитетов, передача дополнительных источников доходов не будут служить целям развития без качественного управления и жёсткой бюджетной дисциплины. Понятно, что вопрос эффективности управления городским хозяйством не решить за счёт бесконечных визитов проверяющих органов – это, конечно, так. На деле часто получается обратный эффект от этих проверок. Муниципалитеты тратят время не на реальные проблемы граждан, а на составление справок для прокуроров и контролёров. И я прошу Минрегион, Минэкономразвития совместно с Генеральной прокуратурой подготовить предложения по сокращению количества необоснованных проверок деятельности органов местного самоуправления. Что произошло? Мы ограничили проверочную деятельность в бизнесе, и все проверяющие организации сразу кинулись на новые площадки. Надо проверять, конечно, надо, но всё должно быть в рамках здравого смысла.

Один из путей повышения эффективности решения городских вопросов – это приглашение профессиональных управляющих. Почти в половине административных центров с такими ситуация удаётся справляться. Заключаются контракты с так называемыми сити-менеджерами, уже функционирует эта система, и работает неплохо. Представительные органы власти фактически от имени граждан нанимают профессиональных управленцев и, конечно, должны эту работу контролировать: требовать строгого исполнения возложенных обязанностей. Я хочу подчеркнуть: это норма закона. Хочу, чтобы и руководители представительных органов власти тоже услышали, они здесь присутствуют: это можно и нужно делать, но с соответствующим контролем за деятельностью этих управленцев, сити-менеджеров.

Уважаемые коллеги! Для любого человека базовые вещи – это дом, в котором мы живём, двор, в котором дети гуляют. И от того, в каком состоянии они находятся, во многом зависят мироощущение людей, их социальное самочувствие, уверенность в том, что они делают, как они живут, в своём будущем, стремление строить свою жизнь там, где они родились, выросли. К сожалению, большая часть наших граждан живёт далеко не в лучших условиях.

Конечно, необходимо строить новое жильё. На федеральном уровне мы поставили задачу к 2015 году увеличить темпы строительства в 1,5 раза до 90 млн кв. м в год. Но такой цели будет очень трудно добиться, не устранив бюрократических барьеров. Они существенно замедляют темпы строительства, а цены на жильё, наоборот, подталкивают наверх. В этой составляющей цены каждого кв. м нередко закладывается так называемая административная рента – поборы, если сказать проще.

Отмечу, что 98% разрешений на строительство выдаётся именно на муниципальном уровне. Ни для кого здесь не секрет, что часто право на застройку легче получить своим, известным компаниям. Того, кого хотят отсечь от стройки, по кругу начинают гонять ещё на предварительном этапе согласования. И с таким подходом, конечно, нам с вами мириться нельзя. Мы уже ввели оценку деятельности региональных властей, и считаю, что аналогичная система должна работать и в отношении руководителей местных органов власти. В качестве одного из ключевых критериев нужно обозначить ситуацию со строительным комплексом, стройками, да и в целом с деловым климатом в муниципальном образовании.

Вместе с тем не следует гнать квадратные метры ради выполнения плановых показателей и шлёпать бетонные коробки то там, то сям – где угодно. Во-первых, нужно строить по новым технологиям и стандартам, а во-вторых, необходимо заранее продумать транспортную, коммунальную и социальную инфраструктуру, бережно относиться к сложившемуся облику городов, чтобы, например, точечная застройка не вела к уничтожению памятников истории и архитектуры.

Вот, что касается инфраструктуры, – крайне важная вещь. Можете мне поверить, да и вы сами наверняка с этим сталкиваетесь: нередко приходится решать вопросы задним числом, когда либо запланирована, либо уже выполнена часть работ по строительству, а потом приходят за деньгами – дороги нет, того нет, сего нет. Заранее нужно такие вопросы решать, заранее! И легче будет, и дешевле тогда.

Далее. Нужно ремонтировать и обновлять существующий жилой фонд. По самым скромным оценкам, капитального ремонта требует треть всего жилищного фонда страны – это более 1 млрд кв. м. Нам удалось несколько снизить остроту проблемы с помощью механизма Фонда содействия реформе ЖКХ. Только в ваших городах–административных центрах и регионах на ремонт ветхого и аварийного фонда уже направлено 130 млрд рублей. Безусловно, нам нужно ускорить эту работу, поэтому думаем над тем, чтобы уже в текущем году направить часть дополнительных доходов федерального бюджета на капитализацию фонда жилищно-коммунального хозяйства. Вот мы сейчас только говорили, с Минфином этот вопрос согласован: осенью этого года в фонд ЖКХ дополнительно на его капитализацию направим ещё 20 млрд рублей.

Также надо вместе подумать, как решить проблему ветхого и аварийного жилья после 31 декабря 2012 года, когда официально исчезнет фонд, когда срок его работы закончится. Не знаю, всегда денег не хватает в бюджете, но мне кажется, и наверняка вы сегодня будете об этом говорить, достаточно эффективный инструмент получился, востребованный и, в общем, работающий.

Следующий вопрос – это коммунальная инфраструктура. В среднем уровень износа здесь превышает 60%, в некоторых городах приближается к 90%. За ближайшие десять лет нам нужно полностью привести в порядок жилищно-коммунальную сферу – из вечной головной боли превратить её в современную отрасль. При этом главными источниками модернизации ЖКХ должны стать частные инвестиции. Кстати говоря, за последние два года, несмотря даже на кризис, доля коммерческих организаций в коммунальном комплексе возросла до 70%. Бизнес проявляет интерес к этой сфере деятельности, идёт туда, работает.

Муниципалитетам необходимо завершить техническую инвентаризацию фондов ЖКХ, активно включать их в коммерческий оборот, использовать такие формы взаимодействия с бизнесом, как государственно-частное партнёрство, концессии и аренда. Минрегиону и Минэкономики пора уже завершить подготовку комплекса мер по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций.

Одним из инструментов обновления отрасли призвана стать и федеральная целевая программа «Реформирование и модернизация ЖКХ до 2020 года». Я прошу федеральные ведомства наконец определиться с идеологией и параметрами этой программы.

И особо подчеркну: обновление жилищно-коммунального хозяйства не должно ложиться на плечи граждан. Нельзя решать проблему за счёт резкого повышения тарифов, необходимо в этом году выдержать установленную планку – в среднем не более 15% роста. Кстати говоря, в реальности в достаточно большом количестве регионов удалось удержать рост в пределах 12%, а в дальнейшем нужно снизить темпы роста тарифов до уровня инфляции.

Стоимость услуг ЖКХ увеличивается не только за счёт роста тарифов естественных монополий и коммунальных организаций, но и из-за аппетита управляющих компаний. Нужно вести чёткий контроль их деятельности, и в случае необходимости останавливать их, по рукам давать там, где нужно. И прошу вас за этим следить.

Мы же говорили и приняли соответствующее решение на законодательном, правительственном уровнях: информацию должны раскрывать полностью – какие услуги, сколько стоят, какой товар сколько стоит, – чтобы люди могли всё сравнить, могли бы оценить качество их работы. От неблагополучных организаций, неэффективно работающих, нужно избавляться просто – снимать их с рынка, пробега и дать возможность гражданам выбрать дееспособные организации.

Безусловно, нужны системные решения по механизму управления жилым фондом, чтобы исключить коррупцию, низкое качество оказываемых услуг, повысить ответственность работников предприятия и организации коммунального комплекса за эффективность принимаемых решений. Здесь тоже оперативно нужно работать, ведь муниципальным органам власти дано право в соответствии с принятыми решениями, если граждане обращаются в местные органы власти с проблемой плохой работы управляющих компаний, за пять дней собрать собрание, а ещё в течение 15 дней нужно принять решение о том, что с этой управляющей компанией делать. И я прошу вас этот инструмент, этот механизм использовать.

На федеральном уровне у нас тоже идёт соответствующая работа. В начале мая Правительство утвердило новые правила предоставления коммунальных услуг. Установлены чёткие параметры качества, исключена так называемая 13-я платёжка, изменён порядок расчёта оплаты коммунальных ресурсов за общие домовые нужды. Если предоставлена гражданам некачественная услуга, деньги должны быть возвращены гражданину, а ненадлежащий исполнитель может быть и должен быть оштрафован. Я прошу Минрегион разъяснить на местах нормы этого документа, чтобы не возникло непонимания и срывов в работе.

Нужно создать конкурентные и прозрачные условия в сфере управления многоквартирными домами, чтобы с рынка уходили, как я уже сказал, разного рода мутные организации. Тот, кто не может обеспечить достойный уровень обслуживания граждан, тот должен в сторону отойти. По отношению к управляющим компаниям должны быть определёны понятный набор требований и мера ответственности, которую они должны нести перед гражданами. Здесь тоже ничего не нужно перегибать, нужно поддерживать, помогать тем компаниям, которые работают эффективно – таких тоже достаточно.

Конечно, нужно усилить государственный контроль в сфере управления жилым фондом. Прошу Минрегион ускорить работу над соответствующим постановлением Правительства. Подчеркну, наши усилия будут иметь эффект только в том случае, если будут опираться на поддержку на местах, если вы сможете обеспечить неукоснительную реализацию всех норм и решений.

Ещё одна очень сложная тема – разграничение сферы ответственности в ЖКХ. Например, непонятно до сих пор, кто должен возмещать финансовые потери, которые возникают из-за разницы между реальными затратами, – например, котельной на производство тепла и тарифом для рядовых потребителей, который теперь устанавливает регион. Вот такие ситуации в жизни уже возникают: регион установил определённый тариф, а затраты, допустим на производство тепла, больше этого тарифа. Кто потери возместит?

Чётко зона ответственности между субъектом и муниципалитетом в законодательстве по-прежнему не разграничены. Это касается и сферы теплоснабжения, и водоснабжения, и водоотведения. Сейчас идёт поиск наиболее оптимального решения на законодательном уровне, и эту работу нужно ускорять.

Важнейшая задача муниципальной власти – благоустройство городов. Речь о целом комплексе вопросов. Самые простые и тривиальные на первый взгляд – это уборка снега, озеленение, строительство детских площадок и так далее и тому подобное. Все эти простые вещи влияют на качество жизни людей. И даже в региональных центрах эти вопросы не всегда могут быть решены эффективно, не всегда решаются эффективно: кое-где до сих пор не освещена и половина городских улиц.

Конечно, тут нужна совместная работа. Так, на федеральном уровне нужно завершить урегулирование всех законодательных вопросов, в том числе это касается определения самого понятия «благоустройство» и требования к нему. Учитывая накопленный груз проблем, мы пошли на то, чтобы оказать вам и прямую поддержку, и финансовую: запустили специальный проект, за два года направили на благоустройство региональных центров 50 млрд рублей. В 2011 году 22,7 млрд рублей пойдёт на ремонт дворовых территорий и подъездов к ним и более 11 млрд рублей – на ремонт дорог. К этому нужно добавить и региональное софинансирование. Субъекты Федерации вместе с муниципалитетами должны принять все необходимые меры, чтобы обеспечить эффективность расходования этих средств. Речь идёт о строгом отборе подрядных организаций, исключении возможности завышения цен, контроле качества и сроков выполнения работ.

Вот мы сейчас с Андреем Анатольевичем (А.А.Турчак – губернатор Псковской области) здесь… он организовал мне встречу с некоторыми неформальными объединениями граждан, которые родились в интернете и сейчас хотят примкнуть к известному вам уже Общероссийскому народному фронту. Они родились в интернете как такие неформальные организации протестного характера – на самом деле выполняют очень важную работу: они следят за качеством дорожного строительства, вовремя направляют информацию и губернатору, и руководителю города. Очень полезная работа! Они начали с протестных акций, а сейчас включились в позитивную, конструктивную работу, и делают её просто не за страх, а за совесть – не за деньги.

Кстати говоря, если кто-то из вас будет заниматься строительством этой «фронтовой» работы на местах, вот такие ребята и нужны в муниципалитетах на уровне регионов – молодые, активные и конструктивно, позитивно настроенные на решение общих задач. Я прошу и Минрегион вести постоянный мониторинг проектов. Конечно, самый высокий спрос за конечный результат – именно с руководителей самих городов.

Что ещё бы хотел добавить, уважаемые коллеги? Мы уже несколько лет проводим конкурс на звание самого благоустроенного города России. Его победители получают не только дополнительную финансовую поддержку, но и общественное признание, что у нас в стране, на Руси, всегда высоко ценится. Конкурс показал, что в благоустройстве городов далеко не всё зависит от финансовых возможностей. Чебоксары, например, столица дотационной Чувашии, побеждает в конкурсе, а другой волжский город – Самара, центр региона-донора, особых успехов пока не продемонстрировал. Очевидно, что главное в этой работе – реальный настрой местных властей изменить свой город, жизнь земляков, к лучшему.

Рассчитываю, что и новый мэр Самары будет руководствоваться именно такими подходами, да и все вы, все мы, уважаемые коллеги, вместе будем обращать на это самое пристальное внимание.

Важнейшей задачей муниципальной власти является и создание благоприятной среды для граждан для самореализации, организации собственного дела, создания семьи, воспитания детей, чтобы талантливая и инициативная молодежь оставалась жить и работать в своих родных местах, сохранялся и укреплялся человеческий потенциал.

Наши города должны быть удобными для жизни, гармонично и рационально устроенными. В этой связи хочу вернуться к генеральным планам развития городов. В большинстве административных центров они утверждены. Но качество этих документов, прямо скажем, очень невысокое – я некоторые из них просто лично смотрел – даже документом-то назвать нельзя.

А как развиваться? Именно генеральные планы городов должны обеспечивать сбалансированный учёт экономических, экологических, социальных факторов. Кроме этого нужно продумать всё до мелочей. Да и мелочей-то здесь нет, потому что если на начальном этапе, на уровне планирования, будут сделаны какие-то ошибки, сформулированы какие-то непродуманные решения, дальше это скажется на развитии населённого пункта – на десятилетие вперёд будет сказываться, – потому что к ним, как правило, уже не возвращаются. План принят, считается, что хороший документ, что над ним специалисты работали. Работали–работали, приняли–приняли, – вперёд! А если ошибку какую-то сделали, потом она будет тиражироваться, и лишние деньги просто будем с вами тратить. В обсуждении генпланов должны принимать активное участие сами жители, общественные объединения и организации.

Следующая острая проблема – это состояние парка общественного транспорта. Возраст почти трети автобусного парка по России – свыше 10 лет, пятой части троллейбусов – свыше 20 лет, двух третей трамваев – больше 15 лет. Это проблема не только комфорта, но, конечно, прежде всего, безопасности граждан.

В период кризиса мы выделили 30 млрд рублей из федерального бюджета, которые в том числе пошли на закупку дорожной и коммунальной техники, а также пассажирского транспорта для нужд муниципалитета. Сейчас обсуждаем, как для обновления парка использовать новые решения и подходы. В этой связи намерены расширить возможность использования лизинга для модернизации парка общественного транспорта.

Для справки могу сказать, что в принципе эта система тоже действует. По программе льготного лизинга в 2010 году Государственной транспортной лизинговой компанией заключены договоры на общую сумму 959,3 млн рублей на поставку 377 автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении. Это, по сути, начало, и я призываю вас к этому активно подключиться. Конечно, при помощи регионов, губернаторы должны помогать.

Разумеется, новая техника не должна ездить по разбитым дорогам: надо приводить в порядок и развивать дорожную инфраструктуру. Для этого у нас появляются дополнительные ресурсы – органам местного самоуправления дано право создавать муниципальные дорожные фонды и определять источники их наполнения. И это, конечно, может стать очень существенным фактором, который позволит развивать дорожную сеть. Мы рассчитываем на серьёзный приток денежных средств.

Отдельно хотел бы остановиться на вопросах, связанных с социальной сферой. С будущего года полномочия по организации оказания медпомощи передаются от муниципалитетов на уровень субъектов Российской Федерации. Конечно, возникают вопросы и у руководителей муниципалитетов, и у медицинских работников (даже определённое беспокойство возникает), и здесь, конечно, нужно объяснять ключевые принципы этого события, этих действий.

Во-первых, регионы должны будут сохранить трудовые коллективы, все социальные гарантии, которые предоставляются медработникам со стороны муниципалитетов. Это касается, кстати говоря, и специальных муниципальных доплат, и условий обеспечения жильём. Самое главное – качество медпомощи и её доступность должны стать лучше. Именно такую цель мы и преследуем, передавая на более высокий уровень этот вид деятельности.

Во-вторых, губернаторы должны взять процесс передачи полномочий в сфере здравоохранения под свой личный контроль – очень вас об этом прошу, уважаемые коллеги, – а федеральные ведомства обеспечить методическое сопровождение и мониторинг этого процесса, чтобы на местах не было никаких сбоев в работе системы здравоохранения. Разумеется, наши планы по модернизации системы здравоохранения, в значительной степени - успех этой работы (с приличными деньгами - 460 млрд рублей), будут зависеть от вас.

Планы почти все утверждены, через регионы это всё прошло, в Министерстве здравоохранения утверждено, но объекты-то все у вас находятся. И я вас прошу контролировать это самым серьёзным образом. Если нужно, мы готовы даже и корректировать что-то, но, конечно, в рамках разумного нужно действовать и идти по утверждённым планам.

Другой крупный проект в социальной сфере, который потребует нашего самого тесного с вами сотрудничества, совместной работы, – это модернизация российской школы. За два предстоящих учебных года федеральный бюджет выделит не менее 120 млрд рублей на эти цели: улучшение условий обучения школьников, переподготовку педагогов, повышение заработной платы. В конечном итоге это должно пойти, поскольку регионы смогут высвободившиеся средства как раз и направить на эту цель – повышение заработной платы учителей. Уже с 1 сентября 2011 года фонд оплаты педагогов должен вырасти в среднем на 30%. Фонд оплаты – хочу это подчеркнуть, – не каждая заработная плата, а фонд оплаты. И от вас, конечно, будет зависеть, как поступить, где и конкретно насколько повысить заработную плату.

Вы знаете (я бываю часто в регионах), во многих регионах губернаторы и руководители крупных муниципальных образований крупных городов мне сказали, что мы уже в этом году сможем выйти на уровень заработной платы учителя, средней по экономике региона. Уже в этом году смогут сделать, наверное, где-то и не смогут. В некоторых регионах, кстати, уже этого добились: средний заработок учителя равен среднему по экономике региона. Во многих, повторяю, сделают это прямо с 1 сентября. Безусловно, вот это самые ближайшие цели, которых нужно достигнуть.

В продолжение темы несколько слов о детских домах. Сейчас был только в приёмной – опять граждане пришли с этими вопросами. Вы знаете, насколько это остро. Мы с вами развиваем, развиваем демографическую программу, демографическую проблему решаем, но, в общем, в целом удаётся: мы добились положительных тенденций. Но если с детскими садами не будем решать проблему, это будет серьёзным, как сейчас модно говорить, инфраструктурным ограничением. Вот сейчас женщина пришла с мальчишкой. Она же не может пойти работать: нет места в детском саду – всё, она сидит, не работает. 1 млн 700 тыс. детей по стране ждут очереди в детский сад. И в этой связи, конечно, наверняка стоит другой вопрос (вы об этом знаете даже лучше меня) – заработная плата воспитателей в детских садах. Она у нас находится на очень низком уровне. Я все понимаю, денег всегда не хватает, много проблем, но эта всё-таки – одна из существенных, одна из важнейших. Считайте, что это часть демографической программы. Нам нужно создавать условия, чтобы люди шли туда работать. Я прошу вас обратить на это внимание. Мы со своей стороны окажем финансовую поддержку тем субъектам, которые всерьёз занимаются развитием дошкольных учреждений. Вы знаете, мы в этом году в бюджете предусматривали 500 млн рублей, но приняли решение увеличить в 2 раза из дополнительных доходов – это будет 1 млрд рублей.

Конечно, надо возвращать помещения, которые ранее были необдуманно перепрофилированы под разного рода конторы и офисы, развивать альтернативные формы дошкольного образования. Например, создавать семейные детские сады, а также организации, оказывающие услуги только по уходу и присмотру за детьми. Они могут быть, кстати, как муниципальными, так и частными. Чтобы обеспечить нормальные условия для таких учреждений, нужно будет (и мы это сделаем) поменять нормативную базу – адаптируем санитарно-эпидемиологические требования к новым формам работ. У нас очень много стандартов, которые сегодняшним реалиям совершенно не отвечают. Здесь очень многое зависит от вашей поддержки, инициативы граждан. Это касается и предоставления помещений под семейные садики, и помощи с ремонтом, транспортом, организацией питания. Почему обращаю особое внимание на это? Потому что, к сожалению, федеральные решения по развитию индивидуального предпринимательства зачастую серьёзно тормозятся на более низком уровне. И я должен об этом прямо сказать. Так, например, предприниматели получили преимущественное право на выкуп арендуемых помещений, вы это хорошо знаете. Что у нас с вами на деле происходит? Есть такая общественная организация - «Опора Россия». Это те, кто занимается малым и средним предпринимательством, кто провел опрос среди своих членов в 25 административных центрах и выявил, что почти везде власти не дают бизнесу воспользоваться этим правом. Только в ряде крупных муниципалитетов эта работа идёт. Я их назову: это Республика Башкортостан, Кировская область, Волгоградская, Нижегородская, Ростовская и Тамбовская области. А во всех остальных так прижимают: имущество либо передаётся муниципальным унитарным предприятиям, либо сознательно завышаются его продажные стоимости, либо разными путями заводят в список объектов, которые не подлежат приватизации.

Я прекрасно понимаю, что проще получать стабильные поступления от арендных платежей, нежели системно заниматься развитием и поддержкой предпринимательства, создавать условия для малого и среднего бизнеса. И знаете (но не нужно смотреть на это как на какую-то подачку этому малому и среднему бизнесу), если руководствоваться таким подходом, то о новых рабочих местах, существенном увеличении налоговых поступлений можно просто забыть. И обращаю на это ваше внимание: прошу об этом подумать.

Далее. В интересах граждан необходимо на порядок улучшить систему предоставления муниципальных услуг. Мы на эту тему подробно говорили на совещании в Оренбурге в январе текущего года. К июлю 2012 года необходимо завершить формирование административных регламентов, в которых будут прописаны все тонкости оказания муниципальных услуг – от подачи документов до срока исполнения, перевести их в электронную форму для размещения на едином портале госуслуг. И конечно, нужно создать многопрофильные центры, где без очередей, не обивая пороги разных контор и не платя деньги различным посредникам, гражданин должен и может получить любую предусмотренную законом услугу. Во многих городах уже есть это, я вот лично бывал там, смотрел. Ну, знаете, просто здорово, приятно за наших коллег, которые организовали такую работу. И они сами этим гордятся, потому что есть, что предъявить гражданам, – любо-дорого посмотреть. И это нужно сделать, тем более, что с 1 июля этого года, то есть уже через месяц с небольшим, органы власти обязаны сами запрашивать у других ведомств необходимые для выполнения услуги документы.

В Ростове-на-Дону, например, открыто уже четыре таких центра, но есть города, где эта работа пока движется крайне медленно. Думаю, что нам вместе с вами нужно подумать о том, как активизировать эту работу по созданию таких многопрофильных центров. Сейчас по стране уже открыто 242 таких центра.

Уважаемые коллеги! Перед тем как мы приступим к обсуждению, в заключение хотел бы сказать ещё следующее. Вы ближе всего к гражданам, и вообще это самая трудная работа: чем ближе к людям, тем сложнее. Но именно от ваших действий, от вашей работы напрямую зависит уровень доверия и уважения наших граждан к государственной власти вообще. Люди ведь не делят, они же не понимают, даже не вникают часто – муниципальная, государственная: это всё такие теоретические понятия. Они судят о качестве государства по качеству вашей работы, прежде всего. При решении городских вопросов муниципалитеты обязаны учитывать мнения и интересы жителей, вовлекать их в решение проблем, развивать и поддерживать инициативы горожан. Здесь наши региональные столицы призваны стать примером для всех других муниципальных образований страны.

И ещё. Муниципалитеты должны служить стартовой площадкой и трамплином для прихода на государственную работу, в политику ярких, талантливых, целеустремлённых людей. Такая практика существует во всём мире, и давайте поможем молодым реализовать себя, проявить свои способности, реализовать свои проекты и идеи. Хотел бы ещё раз вспомнить слова Александра Исаевича Солженицына. «Без правильно построенного местного самоуправления само понятие гражданской свободы теряет всякий смысл», – сказал Солженицын. Лучше не скажешь.

Наша с вами общая задача – чтобы граждане чувствовали себя комфортно в любой точке России, чтобы люди гордились тем городом, посёлком, деревней, в которых они живут. Только так можно создать прочную базу для поступательного развития страны, и у нас с вами для этого всё есть сегодня.

Спасибо за внимание. Давайте перейдём к обсуждению. Пожалуйста, глава Пскова, Цецерский Иван Николаевич, прошу вас.

* * *

В.В.Путин: Большое спасибо. Я попрошу, коллеги, прокомментировать некоторые вопросы, которые поднимались, и некоторые решения, которые вы сейчас сформулировали как проблемы, они у нас уже фактически в состоянии готовности.

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Прежде всего по единой информационной базе данных. То, что мы закладывали в рамках нашей программы по реформированию ЖКХ (Владимир Владимирович сказал, что мы в любом случае в этом году постараемся генеральную целевую программу принять), – там как раз будут заложены все вопросы, связанные с электронным паспортом объекта, и всё, что касается многоквартирных домов. Там будет заложен порядок, связанный с учётом оплаты коммунальных услуг населения. Там будет вся информация, связанная с деятельностью управляющих компаний, перечень управляющих компаний – то есть всё, что касается системы ЖКХ в том или ином муниципальном образовании. То есть такая система разработана, и у нас есть под это программный продукт. Мы готовы в этом отношении работать: система такая есть.

Второе. Владимир Владимирович в докладе сказал, что 6 мая подписано постановление Правительства взамен так называемого 307-го, по порядку предоставления коммунальных услуг. В ближайшее время этот документ будет опубликован. Документ очень ёмкий, он регламентирует практически все взаимотношения между управляющей компанией, ресурсоснабжающей организацией и потребителем. И там предусмотрена возможность заключения прямого договора между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Причём там также предусмотрен механизм… Вот была проблема, связанная с тем, что регулятор устанавливает одни тарифы, экономически обоснованные показатели – другие. Есть возможность, я думаю, что совместно с нашим тарифным органом мы будем прорабатывать эти вопросы компенсации, так называемых выпадающих.

В.В.Путин: Теперь по фонду ЖКХ, Дмитрий Николаевич.

Д.Н.Козак: Что касается фонда содействия реформирования ЖКХ – вопрос абсолютно справедливый. Фонд ЖКХ должен в 2012 году закончить свою работу. Мы, понятно, не можем из федерального бюджета бесконечно финансировать эту проблему… К сожалению, есть противоречивые сигналы, которые мы посылали и жильцам, и собственникам квартир в многоквартирных домах, но в настоящее время удалось сблизить позицию федеральных органов исполнительной власти, и соответствующие поправки в федеральное законодательство будут в ближайшее время внесены с тем, чтобы на региональном и муниципальном уровне была сформирована своя система постоянно действующих механизмов капитального ремонта жилых домов. Те самые 20 млрд рублей, о которых сказал Владимир Владимирович, они как раз будут выделяться не просто на реализацию региональных программ капитального ремонта и сноса аварийного жилого фонда, а при условии, что к середине 2012 года на региональном уровне такие механизмы реально заработают. Для этого механизмы ремонта жилых домов за счёт региональных, местных бюджетов, за счёт собственных средств … Я хочу сказать, что сегодня, мы все это знаем (каждый знает по себе), мы по действующему закону, действующему жилищному кодексу собираем с граждан деньги на капитальный ремонт жилого фонда. И половина субъектов Российской Федерации такую плату установили, и в целом в Российской Федерации в год собирается 40 млрд рублей. Но их целевое использование не обеспечивается, поэтому в ближайшее время соответствующие поправки в закон примем, а в следующем году мы продолжим.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Знаете, я готовлюсь к таким встречам и отношусь к ним очень внимательно и серьёзно, потому что, как я уже сказал в начале, вам приходится на переднем рубеже решать самые-самые сложные вопросы. Всё, что касается конкретного человека, – это всегда самый сложный вопрос, и ресурсов никогда не хватает, и проблемы только растут. Но мне кажется, что такие встречи очень полезны, потому что, во-первых, дают вам возможность из первоисточника узнать, как мы относимся к решению тех или иных вопросов. И мне, и всем моим коллегам тоже в высшей степени полезно услышать, как вы их чувствуете, эти проблемы, и как вы предлагаете относиться к тем или другим нюансам в ходе их решения.

Если мы будем делать эту работу слаженно, то будем добиваться успехов. Я именно этого и хочу вам пожелать.

Спасибо вам большое!

Источник: http://premier.gov.ru