Skip to Content

Официально

Мы приветствуем Вас на странице Центра информационной поддержки реформы ЖКХ Волгоградского государственного учебно-курсового комбината. Основная цель...

Недостаточное информирование населения о методах и формах проведения реформы, низкий профессиональный уровень представителей управляющих компаний и ТСЖ, не в лучшую сторону...

     

Вопрос: Что нужно знать об услуге "обращение с ТКО"?

Ответ:
 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?
 
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные...

Жильцов ветхого жилья могут лишить возможности выбирать управляющую компанию

Минстрой передаст многоквартирные дома с высокой степенью износа в управление государственным и муниципальным компаниям (ГУПам и МУПам). Как выяснили «Известия», такая передача предусмотрена проектом «Стратегии развития ЖКХ до 2020 года», который разрабатывает ведомство. Бизнес-сообщество критически восприняло эту инициативу. В частности, подобное усиление опеки со стороны госорганов подвергла критики «Опора России». По ее мнению, это «не только тормозит развитие, но и отбрасывает отрасль назад на несколько десятилетий».

Позиция «Опоры России» представлена в письме к главе Минстроя Михаилу Меню. В нем говорится, что проект «Стратегии» направлен на снижение конкуренции на рынке управления жилым фондом и его монополизации МУПами и ГУПами.

При этом, как говорится в письме, для собственников не предусмотрены инструменты влияния на деятельность госуправляющих. Рыночные механизмы контроля за работой управляющего, которые заложены в Жилищном кодексе, могут натолкнуться на административные барьеры. То есть ни решения общего собрания собственников жилья, ни их жалобы не станут гарантией смены госуправляющего. «Сегодня многие граждане уже выражают недовольство тем, что не могут уйти от МУПов к частным компаниям», —отмечает в письме «Опора России».

Такие подходы, считает бизнес-сообщество, препятствуют развитию отрасли и возвращают ее к тому периоду, когда многоквартирными домами управляли государственные хозрасчетные организации — ЖЭКи.

Еще 10 лет назад государство приняло решение снять с себя ответственность за содержание жилого фонда. Так, 1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс, который предусматривает передачу жилого фонда частным УК, а также существенно расширяет возможности самоуправления граждан в жилищной сфере. Наиболее перспективной формой управления на тот момент было признано Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

«Рынок управления жилым фондом, — выражает в письме свою позицию «Опора России», — не нуждается во всеобъемлющей регламентации для достижения высокого качества предоставляемых услуг по доступной цене. Представляется необходимым развивать отрасль на принципах рыночной конкуренции».

При этом проблему ветхих домов, по которым нередко установлен такой тариф, что не всегда возможно содержать их на должном уровне, бизнес-сообщество предлагает решить иным способом. Рыночным механизмом в данной ситуации, указывает «Опора России», могло бы стать субсидирование тарифа на обслуживание таких домов. Ведь эти недостающие средства в любом случае предполагается выделить на их содержание МУПам и ГУПам.

«Опора России» указывает на необходимость существенной доработки проекта «Стратегии», а также предлагает главе Минстроя инициировать на площадках экспертного сообщества «обсуждение и профессиональную проработку» документа.

Руководитель комиссии по ЖКХ «Опоры России» Полина Денисова отметила, что проект Стратегии предлагает регулятивный подход к рынку. При этом, по ее словам, игнорируются те рыночные механизмы, которые можно было бы задействовать.

— Целью реформы, безусловно, должны быть удобство и комфорт потребителей, но этого можно достигнуть только на платформе развития конкуренции, использования рыночных механизмов. Ведь частный сектор в отличие от муниципального показывает гораздо более высокое качество оказываемых услуг, — говорит Денисова.

Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов указал на необходимость присутствия государства на рынке управления жилым фондом и установления им правил игры.

— Тогда как вопрос, касающийся степени участия государства, требует дополнительного обсуждения. При этом важно предусмотреть наличие рыночных механизмов, чтобы управляющие компании в борьбе за потребителя повышали качество оказываемых услуг. В то же время следует не допустить ситуации постоянного увеличения объема субсидий, выделяемых государством на содержание ветхих домов, — говорит Долматов.

Исходя из текста проекта «Стратегии», объем жилищного фонда в России составляет 3,3 млрд кв. м. Из них около 2,2 млрд кв. м (67% от общего объема) приходится на долю многоквартирных домов, порядка 1 млрд кв. м — индивидуальных.

Руководитель юридического отдела аутсорсинг-компании «Интеркомп» Наталья Куркина отмечает, что, по различным оценкам, объем ветхого и аварийного жилья в многоквартирных домах, имеющих износ более 66%, составляет около 56,9 млн кв. м. Из них на долю ветхого жилья приходится 38,4 млн кв. м, аварийного — 18,6 млн кв. м.

Управляющий партнер «M9 development» Максим Морозов добавил, что по России в зависимости от региона доля ветхого жилья колеблется на уровне 10–25%. В Москве эта цифра находится на уровне 5–7%.

— Государство решило сосредоточить все многоквартирные дома с высокой степенью износа в одних руках — передать их МУПам и ГУПам, — говорит Морозов. — Они подотчетны государству, и с ними решить проблему с точки зрения административного ресурса проще.

В Минстрое не ответили на запрос издания.

Источник: www.cs-gkh.ru