Skip to Content

Официально

Мы приветствуем Вас на странице Центра информационной поддержки реформы ЖКХ Волгоградского государственного учебно-курсового комбината. Основная цель...

Недостаточное информирование населения о методах и формах проведения реформы, низкий профессиональный уровень представителей управляющих компаний и ТСЖ, не в лучшую сторону...

     

Вопрос: Что нужно знать об услуге "обращение с ТКО"?

Ответ:
 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?
 
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные...

Жильцы заплатят и за вывоз, и за переработку мусора

Платеж за сбор, транспортировку и утилизацию мусора могут "привязать" к количеству жильцов, а не к площади квартиры, как сейчас. Это предусмотрено законопроектом "Об обращении с коммунальными отходами", который подготовлен ко второму чтению в Госдуме.

Предполагаемые изменения в "деле отходов" вызвали немало споров. В Союзе потребителей РФ, например, считают, что если принять законопроект в нынешнем виде, от экологических "болячек" мы не избавимся. А квартплата может вырасти.

"Мы можем получить рост жилищно-коммунальных платежей населения, поскольку законопроект предусматривает , что в квартплату войдет новый платеж - "за обращение с твердыми бытовыми отходами", - говорит председатель СПРФ Петр Шелищ. - Кроме того, законопроект предоставляет региональным властям право наделять юрлиц или индивидуальных предпринимателей статусом "регионального оператора по обращению с отходами". А "рядовых" операторов лишат права отказаться от заключения договора с "региональным оператором", "привяжут" к нему. Налицо насаждение еще одного местного монополиста, деятельность которого явно нарушит требования антимонопольного законодательства. Еще один момент: в законопроекте предлагается вернуть лицензирование деятельности по утилизации отходов I-IV классов опасности, за которое операторы будут платить. Эти расходы тоже в итоге лягут на потребителей".

В минстрое, напротив, уверены, что реформирование процесса "избавления" от мусора совершенно необходимо. Как объяснил замминистра Андрей Чибис, опасения об увеличении оплаты со стороны жителей не оправданы, а предлагаемые изменения в схеме оплаты за обращение мусора, напротив, должны снизить рост совокупного коммунального платежа. Законопроект предусматривает изменение принципа оплаты: сейчас платеж осуществляется с занимаемой площади, если законопроект будет принят - он будет зависеть от числа жильцов. Такая система более справедлива.

"Но не все реально живущие люди зарегистрированы там, где они проживают. Сейчас ответственность лежит на собственнике жилья - он платит по нормативу в зависимости от площади. Возвращение к подушевому платежу вернет скрытые проблемы, связанные с незарегистрированными жильцами. Опять добросовестным плательщикам придется платить "за того парня". А выиграют от нововведения очень немногие - в частности, одинокие люди, проживающие в больших квартирах. Таких у нас все же единицы", - рассуждает эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев.

Так вырастет в итоге коммунальный платеж или нет? "Введение платы "за обращение" с отходами - это фактически скрытый налог, так как проконтролировать получение услуги "вывоз ТБО" потребитель может, а вот что дальше с этим мусором будет, ему уже проследить невозможно", - считают в Союзе потребителей. 

В минстрое, в свою очередь, настаивают, что включение платы за обращение с отходами в коммунальный платеж не приведет к росту квартплаты. Так как предусмотрен защитный механизм: ограничения по совокупному платежу, которые введены правительством по инициативе министерства в нынешнем году.

По мнению Гордеева, вряд ли процесс уборки и переработки мусора станет более эффективным, если ликвидировать в этом деле конкуренцию, передав все полномочия региональному оператору. И сегодня, говорит эксперт, хотя формально население оплачивает только вывоз мусора, но фактически в этот тариф операторы, занимающиеся этим бизнесом, включают и свои расходы за утилизацию.

Но сегодня у управляющих компаний и ТСЖ есть выбор - они могут заключить договор на уборку отходов с любым оператором, могут, в конце концов, объединить по-соседски усилия и нанять мусоровоз самостоятельно. "Формализованный" подход приведет к явному снижению конкуренции. Значит, вопрос с тарифами остается открытым - они могут и вырасти.

Кроме того, принцип, по которому потребитель зарпанее оплатит всю цепочку расходов - от очистки мусоропровода или уличного бака и заканчивая захоронением отходов на свалке или ликвидацией их на мусоросжигающем заводе, вряд ли будет способствовать развитию "перерабатывающего" бизнеса.

Мусор сваливают где попало просто потому, что экономят на плате за его утилизацию

Такой подход может "законсервировать" существующие малоэффективные и экологически опасные способы утилизации ТБО, ведь все это будет без всяких оговорок оплачиваться людьми, а у распорядителей местных бюджетов не будет стимула снижать эти издержки.

В то же время продвигать и расширять применение таких гораздо более дешевых и "чистых" с экологической точки зрения возможностей утилизации, как раздельный сбор мусора, его вторичное использование и переработка в полезную продукцию, будет просто некому. "Реализация этой технологии невозможна без четкой государственной политики, без развития конкуренции в этой сфере и привлечения малого бизнеса, -говорит Петр Шелищ. - Сортировка - во всем мире единственная нерентабельная часть утилизации, поэтому, решив вопрос сортировки, можно с успехом продавать отходы, возложив ответственность за утилизацию на производителей и собирая с них утилизационный сбор".

Источник: cnis.ru