Региональный центр общественногоконтроля в сфере ЖКХ |
Действия ТСЖ правомерны поскольку в соответствии со ст.606 ГК РФ по договору аренды арендодатель-ТСЖ обязуется предоставить арендатору имущество – нежилое помещение за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а по договору подряда на техническое обслуживание жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности граждан согласно ст.702 ГК РФ одна сторона (подрядчик) - ТСЖ обязуется выполнять по заданию другой стороны (заказчика)- Вашего ЗАО определенную работу - техническое обслуживание здания, включающую в себя также и ремонтно-восстановительные работы по водоснабжению при возникновении аварийной ситуации и сдать ее результат заказчику- ЗАО, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Поскольку Ваше ЗАО отказалось заключать с ТСЖ договор на техническое обслуживание, то и соответственно все риски возникновения и устранения аварийной ситуации в арендуемом Вашей организацией нежилом помещении лежат на Вашем ЗАО и Вашей организации если Вы будете обращаться с жалобой на ТСЖ в административном либо судебном порядке придётся доказывать, что причиненные Вашей организации убытки возникли благодаря неисполнению своих обязательств со стороны ТСЖ. Сходную позицию занимает и Высший Арбитражный Суд РФ, который в своём Определении от 11.11.2008 № 14275/08 по делу № А57-10819/04-18-3-4-13-42, встал на сторону ответчика - Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района города Саратова и отказывая в удовлетворении требований истца – ООО "Пантеон-98" постановил, что исходя из смысла статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, возложение на должника обязанности по возмещению убытков возможно лишь при наличии условий возникновения ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательств контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.
Оценив представленные сторонами документы с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акт обследования от 21.05.2004 с учетом показаний свидетелей, допрошенных в суде первой инстанции, суды пришли к выводу о недоказанности факта выхода из строя системы водоснабжения по вине Ассоциации товарищества собственников жилья, а также размера причиненного ущерба.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с состоявшимися судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде надзорной инстанции, исходя из положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
Аналогичные решения по данному делу были приняты и судами нижестоящих инстанций, а именно: Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2006 при новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.01.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008г. и Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.07.2008г.
В соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) . В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В данном случае взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт осуществляется региональным оператором.
В случае, если владельцем специального счета в соответствии с частью 2 статьи 175 ЖК РФ является товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления, взыскание задолженности осуществляется соответствующей организацией.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Однако только летом 2015 года Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ были введены в ЖК РФ уточняющие положения - кто и каким образом может осуществлять формирование и доставку платежных документов собственникам многоквартирного дома, выбравших в качестве владельца спецсчета регионального оператора. В соответствии с частью 3 ст. 175, уже подготовленный и согласованный с потенциальным «исполнителем» вопрос о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, должен быть решен одновременно с выбором способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Этим же законом были предусмотрены меры к повышению платежной дисциплины собственников помещений, которые формируют фонд капитального ремонта на специальном счете. В соответствии с частью 8 ст. 173 ЖК РФ: если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее 50% размера начисленных взносов, то орган ГЖН уведомляет владельца счета о необходимости принятия определенных мер. Владелец специального счета обязан информировать каждого должника о необходимости уплаты задолженности по взносам, а в случае игнорирования данного предложения - инициировать общее собрание собственников в доме для принятия решения о погашении долга. Если задолженность не будет погашена, способ формирования фонда будет принудительно изменен.
Поправками, внесенными Законом N 257-ФЗ, степень участия владельца специального счета в процессе погашения задолженности теперь дифференцирована. Владельцы - управляющие МКД действуют в соответствии с ч. 9 ст. 173 ЖК РФ, оставшейся неизменной. А для владельца специального счета - регионального оператора была введена новая ч. 9.1, согласно которой его роль сводится лишь к передаче информации. В частности, получив уведомление органа ГЖН о наличии задолженности, региональный оператор в течение пяти дней информирует в письменном виде и с использованием ГИС ЖКХ не только собственников помещений в доме, имеющих задолженность, но и лицо, управляющее МКД, а также принимает меры, направленные на погашение задолженности (в Законе по-прежнему не уточнено, какие это меры). В случае отсутствия погашения данной задолженности за два месяца до истечения срока, установленного органом ГЖН в уведомлении (в пределах пяти месяцев с момента получения уведомления), региональный оператор уже никак не задействован в дальнейшем процессе. Далее, инициировать общее собрание в целях принятия решения о порядке погашения задолженности должен управляющий МКД или, при непосредственном управлении домом, лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью в письменной форме, выданной всеми или большинством собственников помещений, выступать от имени собственников в отношениях с третьими лицами на основании решения общего собрания.
Таким образом, в случае, когда владельцем специального счета выступает региональный оператор, по общему правилу его роль сводится к открытию счета и осуществлению операций по нему. Учет фонда и взыскание задолженности - вопросы, находящиеся в компетенции управляющего домом.
В соответствии с последними изменениями ЖК РФ, доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме, средства товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, могут направляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья, решению членов жилищного кооператива, принятым в соответствии с ЖК РФ, уставом товарищества собственников жилья, уставом жилищного кооператива, на формирование фонда капитального ремонта в счет исполнения обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт и (или) на формирование части фонда капитального ремонта сверх формируемой исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, которая может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 4 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно постановлению Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 "О государственном жилищном надзоре" предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов являются задачами государственного жилищного надзора. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 186 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за соответствием деятельности регионального оператора фонда капитального ремонта установленным законодательством требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Действительно, при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Указанное положение закреплено в ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, в которой прямо указано, что «обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт».
Права и обязанности собственников и регионального оператора согласно последним изменениям в ЖК РФ, следуют из закона, а не из договора. Так, статьей 181 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, за которых в установленных ЖК РФ случаях такое решение принято органом местного самоуправления, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ, имеют права и исполняют следующие обязанности:
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в региональную программу при ее актуализации, согласно части 5.1 статьи 170 ЖК РФ возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Методическое обеспечение деятельности регионального оператора в части организации его взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В конце прошлого года через средства массовой информации инспекция Госжилнадзора предупреждала жителей Волгограда и области о том, чтобы они не шли на провокации управляющих организаций и не перенаправляли целевые деньги за отопление на другие нужды коммунального характера. К концу года управляющие организации стремятся закрыть финансовый год. Однако получается это не по всем позициям. Корректировка по платежам за отопление во всех домах проводится в разное время, в зависимости от того, когда был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
И, тем не менее, УК предлагают собственникам жилья перевести экономию, которая происходит при корректировке платы за отопление, на услугу «содержание и ремонт общего имущества». Причем формально может показаться, что все законно: проводится общее собрание собственников жилья, принимается положительное решение… Но, именно такой вариант развития событий является незаконным и заложником его стали Вы и Ваши соседи по дому.
Во-первых, потому что эта процедура не предусмотрена действующим законодательством и собственники не вправе решать этот вопрос.
Во-вторых, это личные деньги каждого и должны быть ему возвращены путем корректировки. И фактически люди эти денежные средства на руки не получают, так как возврат происходит путем уменьшения текущих платежей вплоть до нуля.
В-третьих, это целевые деньги, то есть они предназначены только для оплаты отопления. Еще раз обращаем особое внимание собственников жилья: не принимайте участие в собраниях собственников по данному вопросу, так как даже положительное решение по перераспределению платы за отопление будет признано незаконным. В случае поступления подобных обращений жителей в Госжилнадзор и муниципальный жилищный контроль, в отношении управляющих компаний будут приниматься все законные меры по пресечению подобных инициатив вплоть до обращения в органы прокуратуры и судебные инстанции.
По информации, размещенной на официальном сайте Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, действительно, по результатам рассмотрения заявки ООО «Емкор» от 25.03.2015 в выдаче лицензии данной управляющей организации отказано. Следовательно, эта управляющая компания продолжает управлять домами лишь до тех пор, пока собственники жилья не изберут управляющую компанию с лицензией, либо выберут иной способ управления, либо управляющую организацию выберет орган местного самоуправления по результатам открытого конкурса.
Даже если жителей устраивает эта управляющая компания, и они хотят, чтобы организация продолжила управление их домами, необходимо устроить общее собрание собственников жилья, на котором они отразят свое решение в протоколе.
Шесть шагов, как ускорить капремонт в доме:
Первым делом провести собрание жильцов. Определиться с видами работ капремонта: что именно в доме подлежит срочной замене: кровля или системы отопления, водопроводные трубы или канализация, а может, всё вместе. Всё зафиксировать в протоколе собрания и собрать не меньше двух третей подписей собственников жилья.
Во-вторых, обратиться с этим протоколом в управляющую компанию, то есть донести свои чаяния о необходимости срочного ремонта жилищникам. Если в жилищной организации скажут, что вопрос не в их компетенции, просить их о том чтобы они передали в районную администрацию протокол собрания жильцов с решением по видам работ.
Следующий шаг, если жилищная организация не проявляет активности в вопросе ремонта, - самим идти в районный отдел ЖКХ. Жителям нужно написать заявление на имя начальника со всеми замечаниями, а он пришлет по вашему адресу проверяющих, т.е создаст комиссию с участием Госжилинспекции, Комитета ЖКХ города, районной администрации и управляющей компании. Комиссия составит соответствующие акты и в дальнейшем поставим вопрос о ремонте.
После того как межведомственная комиссия оценит ваше жилье, нужно идти в Комитет ЖКХ. Записаться на прием к специалистам, захватить тот же протокол собрания жильцов и вердикт проверяющих. При помощи этих документов, используя факты и рекомендации инспекторов, наглядно обрисовать картину по состоянию дома и убедить чиновников, почему капремонт вам нужен в самые ближайшие годы. Специалисты добавляют, что это самый важный шаг. Именно в этом ведомстве формируют заявки на краткосрочные программы капремонта. Так вы сможете напрямую обратиться к составителям документа.
Жильцам также рекомендуют посетить Госжилинспекцию - специальный отдел, заведующий вопросами капремонта. Его эксперты разъяснят жильцам, как действовать дальше. Они настаивают, что в борьбе за досрочный капремонт люди должны обойти все городские и районные структуры ЖКХ. Если жильцы не удовлетворены работой управляющей компании, считают, что комиссия неправильно оценила их жилье, они имеют права провести независимую экспертизу оценки дома. Затем ср всеми документами самостоятельно обратиться в исполком или Комитет ЖКХ. А теперь выводы: процедура непростая, но вполне решаемая. Для упорных.
Источник: http://real-gkh.ru
В п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – «Правила»), установлено, что потребитель коммунальных услуг в МКД независимо от выбранного способа управления домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД. Таким образом, коммунальные услуги включают в себя плату за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, в настоящее время отказаться от оплаты услуг на ОДН Вы не вправе, но при этом размер указанной платы должен быть обоснован и подтвержден, в связи с чем рекомендуем Вам письменно обратиться в обслуживающую ваш МКД организацию с требованием обоснования произведенных начислений на ОДН, так как на основании п. 6 утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны, в том числе организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Деятельность Вашей управляющей организации контролируется Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15). При несогласии с ответом управляющей организации на Ваше обращение Вы вправе обратиться с жалобой в вышеуказанный орган.
Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по электроснабжению определяются с учетом повышающих коэффициентов, составляющих от 1,1 с 1 января 2015 года до 1,6 с 1 января 2017 года (постановление Правительства РФ от 17.12.2014 г. № 1380). При этом указанные повышающие коэффициенты применяются исключительно в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета (при расчете платы на ОДН) и (или) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета при наличии технической возможности их установки, с целью стимулирования установки приборов учета коммунальных ресурсов.
Если МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, ИПУ также имеются в наличии, то при оплате собственником коммунальных услуг повышающие коэффициенты не подлежат применению.
– Причин может быть несколько.
1. Ваш многоквартирный дом не включен в региональную долгосрочную программу капремонта (2014-2043 годы), и это значит, что жители вашего дома платить взносы на капремонт не должны.
Для сведения. В программу капремонта не включены дома, признанные аварийными; блокированной застройки; в которых менее трех квартир, а также дома, износ конструктивных элементов которых (крыша, стены и фундамент) превысил 70%.
2. У оператора не оказалось информации по данному дому. Квитанции все-таки придут, но с суммой, превышающий ежемесячный взнос в 2 или 3 раза (в зависимости от пропущенных периодов платежа). Напомним, обязанность по уплате взносов в фонд капитального ремонта у жителей Волгоградской области появилась с октября 2014 года, по прошествии 8 месяцев, с момента опубликования 22 января 2014 года в газете «Волгоградская правда» региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов. Пени по просроченным платежам начисляться не будут до апреля 2015 года.
3. Граждане живут в квартире по договору социального найма. Поскольку они не собственники этих квартир, то и оплачивать капитальный ремонт не должны. За муниципальное жилье платит местный бюджет. Счета выставляются органам местного самоуправления.
4. Квитанцию просто не доставили по назначению. Если вы получали хотя бы один платежный документ и не обнаружили в своем почтовом ящике очередную квитанцию, следует обратиться к региональному оператору по электронной почте raokapremont34@mail.ru или kapremont@volganet.ru – квитанцию вам распечатают снова. Или же можно дождаться следующую платежку с выставленным счетом за текущий и предыдущий месяцы.
5. Квартира, хотя и была приватизирована, но в информационной базе значится как муниципальная. Чтобы исправить ситуацию, необходимо сообщить об изменениях оператору, направив в его адрес заявление и копию подтверждающего документа
Источник: vv-34.ru
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Индивидуальные приборы учета газа, в соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410, (далее по тексту – Правила 410), относятся к внутриквартирному газовому оборудованию, не относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Обязанность по оснащению жилья приборами учета используемых энергетических ресурсов возложена на собственников таких помещений.
В соответствии с пунктами 4.5 и 5.1.8 ГОСТ Р 54961-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. "Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация", утвержденного Приказом Росстандарта от 22.08.2012 № 251 (далее по тексту - ГОСТ), производство работ по монтажу приборов учета расхода газа на действующем газопроводе относится к газоопасным работам, выполняемым в процессе эксплуатации сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, к выполнению которых допускается персонал газораспределительных или других эксплуатационных организаций, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, имеющих собственные аварийно-диспетчерские службы или заключившими договор об оказании услуг аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей.
В соответствии с пунктом 7.4.4. ГОСТ работы по переустройству сетей газопотребления должны производиться эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа. В соответствии с пунктом 7.4.2. ГОСТ к работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относятся в том числе - установка, изменение места установки и демонтаж приборов учета газа. При этом в соответствии с пунктами 7.4.3. и 7.4.5 ГОСТ на установку приборов учета газа в многоквартирном доме должна разрабатываться проектная документация, которая должна включаться в состав исполнительной документации объектов газификации.
Собственник жилого дома, жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме для заключения договора об установке, замены и (или) эксплуатации индивидуальных (квартирных) приборов учета может обратиться в ресурсоснабжающую организацию или к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности в соответствии с требования действующего законодательства.
При невозможности ввода в эксплуатацию, прибора учета собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать их действия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что законодательно обязанность заключать договора на установку приборов учета, закреплена за поставщиком коммунального ресурса и организацией, чьи сети обеспечивают подачу такого ресурса. В соответствии со статьёй 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях контроль за соблюдением указанными организациями требований по заключению договоров на установку приборов учета осуществляет Федеральная антимонопольная служба, расположенная по адресу: г. Волгоград, 7-я Гвардейская ул., 12, 400005 тел. 8 (8442) 24-22-76.
В соответствии с требованиями статьи 13 Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - ФЗ №261), собственники помещений в многоквартирных домах обязаны в срок до 01.01.2015 оснастить такие дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемого природного газа.
Однако в настоящее время в Государственной Думе РФ во втором чтении рассматривается вопрос продления сроков установки газовых счётчиков до 01.01.2019.
Необходимо отметить, что с 1.01.2015 года вступили в законную силу изменения в указанный Федеральный закон (ст. 13 ФЗ-261), в соответствии с которыми требование об обязательном учете потребленного газа с применением газовых счетчиков не распространяется на абонентов, использующих газопотребляющее оборудование, суммарная мощность которого составляет менее 2 кубических метра в час, т.е. оснащённых единственным газопотребляющим устройством – газовой плитой.
Необходимо отметить, что проект федерального закона о продлении сроков установки газовых счётчиков рассматривается в целях исключения излишнего материального обременения граждан и устранения фактических предпосылок для неисполнения законодательных норм.
Правительством РФ 17 декабря 2014 принято постановление № 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в соответствии с которым предусмотрен порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода с учетом повышающего коэффициента:
с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5.
На основании указанного документа региональным комитетом тарифного регулирования изменены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению, водоотведению, электрической энергии, в т.ч. на общедомовые нужды:
при отсутствии технической возможности установки индивидуальных приборов учета, коллективных (общедомовых) приборов учета – величина нормативов осталась неизменной;
при наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета, коллективных (общедомовых) приборов учета – на 2015 год установлены нормативы с учетом повышающих коэффициентов;
Таким образом, в случае отсутствия индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды, электроснабжения, при наличии технической возможности их установки, при расчете платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение будут применяться нормативы, установленные с повышающим коэффициентом, что увеличит размер платы:
с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. на 10 %;
с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. на 20%.
Также с учетом коэффициентов установлены нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета холодной, горячей воды, электрической энергии, которые будут применяться при расчете платы на ОДН. Данные меры направлены на стимулирование потребителей к установке индивидуальных и общедомовых приборов учета, в тех случаях, когда такая имеется техническая возможность установки.
Обращаем внимание, что к концу 2016 года нормативы увеличатся на 50%.
Расходы на оплату услуг представителя не могут быть учтены в составе расходов по взысканию задолженности по оплате ЖКУ, так как являются судебными расходами, то есть самостоятельным видом расходов.
Так, согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В свою очередь издержки, связанные с рассмотрением дела включают, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (ст. 94 ГПК РФ). Руководствуясь ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса, - если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Суды взыскивают с ответчиков в пользу истца расходы на оплату услуг представителя на основании ст. 100 ГПК РФ, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. К ходатайству стороны на возмещение затрат по оплате помощи представителя должны быть приложены письменные доказательства произведенных расходов. Суд вправе возместить только реально уплаченную доверителем представителю сумму, при этом допустимо ее "разумное" ограничение.
Указанные нормы права являются общим правилом, исключений из которых для должников по ЖКУ в законодательстве РФ не предусмотрено.
Работа по взысканию задолженности включает, как правило, досудебное урегулирование и услуги штатного юриста. Если истец несет дополнительные расходы по оплате услуг представителя и подтверждает их документально, то суд присуждает их в соответствии с вышеприведенными нормами ГПК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2013) члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
2) реестр членов товарищества;
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
В ч. 2 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 6 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.
По общему правилу, передача в аренду общедомового имущества требует согласия долевых собственников на основании положений ч. 4 ст. 36 ЖК РФ, в соответствии с которой по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В тоже время, согласно п. 1 ч. 2 ст. 137 ЖК РФ, в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, полномочия по предоставлению в пользование или ограниченное пользование части общего имущества в многоквартирном доме, должна быть урегулирована документацией ТСЖ.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ - это компетенция ревизионной комиссии. В соответствии со ст. 150 ЖК РФ ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья: 1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества; 1.1) представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества; 2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов; 3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности (ч. 3 ст. 150 ЖК РФ).
Помимо этого члены ТСЖ вправе инициировать проведение аудиторской проверки с целью независимого аудита финансовой деятельности товарищества.
Согласно части 1 статьи 174 ЖК РФ за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
При этом собственники, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, тогда часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту (часть 3 статьи 166 ЖК РФ).
Дополнительно сообщаем, что механизм зачета стоимости выполненных работ в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт для собственников, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, ЖК РФ не предусмотрен.
Источник: fondgkh.ru
Жилищным кодексом не установлены специальные требования о порядке организации органом местного самоуправления общего собрания собственников помещений в МКД по выбору способа формирования фонда капитального ремонта.
В случае, если организованное органом местного самоуправления общее собрание собственников помещений в МКД путем совместного присутствия собственников не имело кворума, органом местного самоуправления в соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, при этом такое собрание может проводиться в форме заочного голосования.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть определена процедура организации общего собрания собственников помещений в МКД по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, являющаяся основанием для принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Источник: КонсультантПлюс
По вопросу переноса срока капитального ремонта на более поздний.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 168 Жилищного кодекса региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, и внесение в региональную программу изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками.
Следует отметить, что в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса в случае, если капитальный ремонт в доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта в доме требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого дома региональной программой, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Таким образом, для переноса срока капитального ремонта дома на более поздний требуется соответствующее решение собственников при соблюдении условия об отсутствии необходимости проведения в этом доме работ по капитальному ремонту.
По вопросу переноса срока капитального ремонта на более ранний.
Частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса определено, что порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии Жилищным кодексом.
В соответствии с частью 3 той же статьи, очередность проведения капитального ремонта определяется исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, с учетом требований Жилищного кодекса по первоочередному порядку проведения капитального ремонта в домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы.
В соответствии с частями 5 и 7 той же статьи, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Жилищным кодексом предусмотрена возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний.
Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 189 Жилищного кодекса, проведение капитального ремонта осуществляется на основании решения общего собрания собственников, за исключением случаев, если собственники, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в установленный этой же статьей срок не приняли решение о проведении капитального ремонта.
В вышеуказанном случае решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой и предложениями регионального оператора принимает орган местного самоуправления. При этом важно отметить, что в таком случае региональный оператор должен представить предложения собственникам не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого в доме должен быть проведен капитальный ремонт в соответствии с региональной программой.
Источник: КонсультантПлюс
Частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса установлено, что фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в МКД, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Проценты на счете регионального оператора не отнесены Жилищным кодексом к средствам фонда капитального ремонта.
Частью 1 статьи 179 Жилищного кодекса установлено, что имущество регионального оператора формируется за счет:
1) взносов учредителя;
2) платежей собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
3) других не запрещенных законом источников.
Частью 3 той же статьи установлено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих МКД. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.
Обязательное использование процентов на счете регионального оператора для финансирования расходов на капитальный ремонт Жилищным кодексом не установлено.
Исходя из вышеизложенного проценты на счете регионального оператора отнесены Жилищным кодексом к иным источникам формирования его имущества.
Частью 2 статьи 179 Жилищного кодекса установлено, что имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном Жилищным кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с Жилищным кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе установить порядок расходования процентов на счете регионального оператора.
В случае, если такой порядок субъектом Российской Федерации не установлен, региональный оператор использует имущество, сформированное в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 179 Жилищного кодекса, на основании решений уполномоченных лиц в рамках осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Источник: КонсультантПлюс
БЛИОТЕКА ДЛЯ АКТИВИСТОВ И ОБЩЕСТВЕННИКОВ |
Государственное образовательное автономное учреждение Волгоградской области
"Волгоградский государственный учебно-курсовой комбинат"